Земельная реформа: есть ли шанс создать средний класс на селе

Читати українською
Юрий Ганущакэксперт по вопросам местного самоуправления

Создание мощного среднего класса – это вопрос выбора из двух альтернатив: Украина за фермерское движение или за большие агрохолдинги. Если выберем ориентир на агрохолдинги – получим рынок земли, на котором деньги будут только у крупных собственников. В то же время, ориентир на фермеров будет означать создание рынка аренды земли.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил эксперт по вопросам местного самоуправления Юрий Ганущак, оценивая перспективы создания среднего класса на селе в результате земельной реформы.

«Огромное давление относительно немедленного создания рынка земли указывает на то, что Украина избрала ориентир на агрохолдинги. Конечно, они имеют значительно больше денег, чтобы обеспечить себе благосклонность масс-медиа, экспертов и тому подобное. Кроме того, земля – это последний рынок, где люди могут «отбелить» свои задекларированные миллионы. Купить землю – как раз вариант для них», - рассуждает эксперт.

По его словам, с точки зрения экспортного потенциала западным странам нужны агрохолдинги. Тем более, что Украине уготована роль аграрной страны, создающей наименьшую добавленную стоимость.

Мораторий на продажу сельхозземель: история вопроса«Слово и Дело» проанализировало историю вопроса с отменой моратория на продажу сельскохозяйственных земель, действующего в Украине с 2001 года.

«Агрохолдинги – это жесткая ориентация на экспорт. А фермерство – это экспорт и привлечение местной рабочей силы. Но модель агрохолдинга более привлекательна для западных стран, потому что агрохолдинг менее привязан к национальной специфике. У него могут быть владельцы-иностранцы. Зато фермер – практически всегда украинец. Однако Украина выбирает ориентир на Запад», - объясняет Ганущак модели реформирования.

Проблема в том, считает специалист, что землю смогут скупить только те, кто будет иметь реальные «живые» деньги, а ссудный капитал для этого привлечь нереально.

«У нас банковские ставки – 20%. Мы ориентируемся на агрохолдинги, но забываем, что для тех, кто на Западе покупает землю, ставка кредита составляет не более 2%. При этом действуют специальные программы для фермеров, которые субсидирует государство для погашения процентов. Наши 20% кредита это ненормально, когда максимальный процент прибыли – 15%. То есть за счет ссудного капитала, как на Западе, землю у нас не купить. Результат - будут покупать только те, кто имеют живые деньги, а это не простые крестьяне», - проанализировал Юрий Ганущак.

Как чиновники проводили земельную реформу – «Слово и Дело» выяснило в материале «Мораторий на продажу сельхозземель. История вопроса».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: