Ненадёжный PR на Надежде: год Савченко в заявлениях политиков

Читати українською
Максим Кречетовжурналист, блогер

По скорости трансформации из позитивного в негативного персонажа народный депутат Надежда Савченко превзошла даже президента Виктора Ющенко образца 2004-2005 годов. Превзошла она его и в масштабах трансформации: из героя войны в едва ли не предателя, притом в восприятии одних и тех же людей.

Сегодня ровно год с момента триумфального возвращения босоногой лётчицы из российского плена в Киев на президентском самолёте. В тот день её заваливали цветами, готовы были носить на руках, ловили каждое её слово и прощали эксцентричные выкрики в адрес журналистов, чтобы те отступили от неё, мол, она отвыкла от столпотворений после одиночной камеры. Сегодня всё кардинально иначе.

Отменить нельзя оставить: повлиял ли «закон Савченко» на рост рецидивной преступностиЭксперт Харьковской правозащитной группы оценил ситуацию вокруг «закона Савченко» и его отмену Радой.

«Прозрение» в отношении Савченко у очень многих наступило в течение считанных недель. Ровно через два месяца после её освобождения я писал в своей колонке: «В соцсетях рейтинг Савченко сейчас пытаются гасить изо всех сил. И больше всего стараются именно те, кто ещё совсем недавно ставил её фото себе на «аватарки», ну и плюс «порохоботы», которые до освобождения Надежды из плена не рисковали нападать на неё, чтобы не подставлять «шефа». А как прозревали политики? Для начала сравним цитаты лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко о Надежде Савченко до и после её освобождения. До: «Савченко стала символом стойкости, символом нашей борьбы за освобождение Украины, символом способности побеждать, она своей силой духа сильнее, чем режим Путина» (30.09.2014). После: «Это легализация оккупации. Мы не могли согласиться чтобы «ЛНР» и «ДНР» делали здесь в Украине свои посольства. Это предложение Надежды. Я не знаю, как она получает такие советы и почему заняла такую позицию» (07.02.2017). Фактически «въехав» в парламент на рейтинге Савченко, Юлия Тимошенко не извинилась перед избирателями за первый номер в избирательном списке своей партии. Впрочем, она и за своего «крёстного отца» в политике Павла Лазаренко тоже не извинилась (не говоря уж о таких невыдающихся деятелях, которых Тимошенко привела в политику – всяких там Королевских, Олийныков, Портновых и очень многих других): ну не принято у политиков извиняться за такую «ерунду». Но вернёмся к Савченко. Мы не раз ещё обратимся к сравнению заявлений наших государственных мужей до и после освобождения её из плена.

Всеобщее ликование украинцев, вызванное освобождением Савченко, весьма быстро омрачилось ее заявлениями и действиями. В том числе от Надежды отвернулись многие ранее поддерживавшие ее политики.

А вот для отмены скандального «закона Савченко» понадобилось значительно больше времени, чем на прозрение. Напомню, пока ещё действующий закон (президент пока не подписал решение ВР о его отмене) предусматривает учёт времени содержания в СИЗО по принципу «год за два», соответственно осуждённые значительно раньше стали выходить на свободу. Всего по этому закону раньше срока из мест заключения вышли около 10 тысяч человек, из которых полторы тысячи повторно совершили преступления (в том числе 55 убийств, 22 изнасилования, множество разбойных нападений). А помните, с каким трепетом к этому законопроекту отнеслись депутаты во время заточения Надежды Савченко в России? Лишь профессионалы-правоохранители тогда подавали возмущённый голос против этой инициативы, но его заглушали крики экзальтированного одобрения, ведь закон был «освящён» именем украинской «Жанны д'Арк». Надежда Савченко, конечно, возмущена решением коллег-депутатов, но у неё очень странная логика: «Мы никак не можем добиться такой системы правосудия, при которой государство не издевается над человеком. «Закон Савченко» как раз об этом, чтобы государство, эта система перестала издеваться над человеком», – заявила нардеп Савченко. Стоп! Разве для того, чтобы «государство не издевалось над человеком» нужно не менять условия содержания в СИЗО на цивилизованные, а сохранить существующие, но зато учитывать время пребывания там «год за два»?!

«Героиней меня называли люди, которые ничего обо мне не знали. Я стала образом, созданным украинской пропагандой», – потрясающая цитата Надежды Савченко. Главное, что она подтверждает тезис, озвученный мною 10 месяцев назад в уже упомянутой колонке: «В России очень хорошо умеют работать в информационной сфере. И ведь скольких наших военных оккупанты взяли в плен, однако только история Савченко гиперактивно раскручивалась всей махиной российских СМИ. Украинское информпространство, никак не защищаемое так называемым «Минстецём», всегда питалось российскими вбросами и тему Савченко у нас раскручивали по российскому плану». В связи с этим интересно сравнить заявления до и после тех, кто героизировал Савченко, то есть помогал той самой пропаганде. Вот, например, слова советника министра внутренних дел Зоряна Шкиряка (задача которого – именно работа в медиасфере): «Весь цивилизованный мир должен максимально давить на Путина и добиться спасения и освобождения Н. Савченко» (06.03.2016). А вот его же слова от 24.02.2017: «Есть все основания открывать уголовное производство по Савченко за государственную измену». А вот что 4 месяца назад заявил ещё один советник Арсена Авакова, нардеп Антон Геращенко: «Савченко – это информационная бомба, раскрутили россияне, бросили в информационное пространство Украины». До «прозрения», в марте прошлого года, он же заявлял: «Путин просто-напросто пытается торговаться именем Савченко, но в любом случае он уступит, как уступал всегда в таких случаях». Понимаете что происходит? Мы и раньше-то не слишком верили нашим политикам – тем более если внимательно изучать уровень их ответственности, определяемый аналитиками «Слова и Дела». Но на теме Савченко россияне феноменально подорвали наше доверие к заявлениям украинских политиков.

Главные претензии к Савченко: она призывает к прямому диалогу с главарями террористов и уже лично показала пример – съездила на оккупированные территории поговорить с Захарченко и Плотницким. И Москва, и даже Запад призывают нас к этому же, словно речь идёт действительно о гражданском конфликте, а не об интервенции России на Донбасс под прикрытием марионеточных режимов коллаборационистов. Ведь ни одна уважающая себя страна мира никогда не будет на официальном уровне вести переговоры с террористами, а нас подталкивают именно к этому. Украинское общество не поймёт? А вдруг поймёт? Ведь сидели же 70% украинцев в российских соцсетях. Может люди уже настолько устали от войны, что готовы на мир даже ценой переговоров с бандитами, амнистии и особого статуса ОРДЛО? Силой нам Донбасс не вернуть – это всем очевидно. Надо только проверить реакцию людей и замерить процент согласных на это. Так вот ещё 10 месяцев назад я написал: «Для Президента Надежда Савченко сегодня – своеобразный ледокол во льдах общественного мнения по вопросам мирного урегулирования на Донбассе. Ну или громоотвод – аналогии можно было бы продолжать, но суть и так ясна: она с максимальной прямотой и простотой озвучивает то, за что ещё вчера все критиковали Порошенко. Принимая при этом теперь на себя максимальную критику. [...] На фоне радикальных предложений Савченко мягкие шаги Порошенко в том же направлении выглядят намного более «патриотичными». Справедливости ради, однако, нужно процитировать заявление Петра Порошенко от 14 декабря прошлого года: «Переговоры Н. Савченко с представителями «ДНР» и «ЛНР» А. Захарченко и И. Плотницким не принесут пользы ни ей самой, ни Украине». Ну а что он мог ещё сказать, ведь Савченко – это не Кучма, которого президент уполномочил на переговоры «с чёртом лысым» в Минске. А раз уж мы сравниваем заявления политиков до и после освобождения Надежды Савченко, то напомним и слова Порошенко в то время, когда та находилась в плену: «Савченко для нас всех является символом борьбы за Украину». Кто же победил в итоге?..

На фоне запрета торговли с ОРДЛО, блокирования российских сайтов, санкций против российских банков и множества предприятий, отказа от российского газа, авиасообщения с Россией, безвиза с ЕС и прочих достижений Президент вполне может реанимировать проект децентрализации (с «вмонтированным» в неё особым статусом ОРДЛО) и заявить о подготовке к местным выборам на оккупированных сегодня территориях. По крайней мере, после переговоров Петра Порошенко с участниками «нормандского формата» («старожилом», немецким канцлером Ангелой Меркель и новичком – французским президентом Эмманюэлем Макроном) администрация главы государства излучает оптимизм. Всё идёт по плану – европейцам удастся склонить Путина к выполнению «минских договорённостей»? Сегодня третья годовщина выборов президента Украины, а вскоре и годовщина инаугурации Петра Порошенко – может тогда он что-нибудь заявит по этому поводу? Надежда Савченко свой рецепт уже озвучила: «Захарченко и Плотницкий — украинцы. Если мы будем назвать жителей оккупированных «ДНР» и «ЛНР» территорий сепаратистами, террористами или коллаборационистами, мы лишь оттолкнем их от себя, но если мы скажем, что это наши люди, они к нам вернутся. Поверьте, все это стоит того». Обещанного три года ждут, как известно. Как раз три года назад Пётр Порошенко и обещал вернуть Донбасс, где живут наши люди. Час пробил?

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: