Миссия невыполнима: удастся ли повысить дисциплину нардепов?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Почти каждая пленарная неделя Верховной Рады, во время которой народные депутаты якобы должны демонстрировать наиболее плодотворную работу по принятию новых законов, завершается еще одним дополнительным выходным. Пустой сессионный зал парламента в послеобеденное время пятницы пленарной недели уже стал своеобразной традицией «интенсивной работы» народных избранников.

Среди всех негативных явлений, которые концентрирует на себе Верховная Рада, меньше всего удивления у рядового украинца вызывает отсутствие желания у большинства нардепов работать на благо общества. Общеизвестно: народный депутат – это не просто избранный представитель народа, это еще и выразитель интересов определенной политической силы, финансово-промышленной группы или подпольный бизнесмен. А поскольку нардеп – человек крайне занятой, такие мелочи, как посещение парламента и голосование за законы, большинство из них не считают приоритетными задачами. К тому же, существенного наказания за такое поведение в Конституции и регламенте парламента не предусмотрено. Поэтому единственным возможным способом контроля в подобной ситуации является процесс выборов.

Геращенко закрыла заседание Рады: в зале присутствовало только 30 депутатовВице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко закрыла парламентское заседание из-за отсутствия 226 народных депутатов в сессионном зале.

Подобное положение вещей ведет к неуклонному увеличению недоверия общества к институту парламентаризма. К тому же, девальвирует сам принцип работы представительного органа власти: избиратели готовы избирать депутатов в Раду за гречку, деньги, отремонтированные подъезды и благоустроенные парки, ведь знают, что во время своей каденции нардеп в парламенте будет заниматься своими делами, а вовсе не представлять их интересы.

Последние социологические опросы показывают крайне низкий уровень доверия граждан ко всем институтам власти. Верховная Рада – в лидерах недоверия. Так, по данным исследования центра SOCIS, проведенного в апреле 2016 года, только 0,7% опрошенных доверяют действиям парламента. Скорее доверяют – 8,4%, а не доверяют парламенту – 90%. При этом самый низкий уровень поддержки законодательного органа – в столице и среди опрошенных респондентов южных регионов Украины, где этот показатель равен нулю.

Украинцы уже привыкли к антирейтингам СМИ и общественных организаций, основными действующими лицами которых являются именно народные депутаты. Среди наиболее часто упоминаемых – рейтинги «прогульщиков» и «кнопкодавов». При этом журналисты и общественные активисты фиксируют не только нежелание народных избранников участвовать в пленарных заседаниях, но и в целом в любой законодательной работе.

Изменить ситуацию взялся новый спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Недавно он объявил о намерении полностью реформировать работу парламента, а также внести изменения в законодательство, усиливающие дисциплинарную ответственность народных депутатов. Но удастся ли ему воплотить хотя бы часть из запланированного?

В полурасслабленном режиме

Действительно, инициативу переформатировать деятельность законодательного органа можно только приветствовать. Полурасслабленный режим, в котором привыкли работать нардепы в то время, когда страна нуждается в системных изменениях, только повышает градус общественного напряжения и недоверия к Верховной Раде.

Над чем на этой неделе будет работать Рада? Обзор самых интересных законопроектовКакие важнейшие законопроекты готовят к рассмотрению в Верховной Раде народные депутаты Украины, проанализировали эксперты аналитической группы «Левиафан».

Так, несмотря на то, что народные депутаты по календарному плану должны работать не только в сессионном зале, а также в комитетах и округах, они всевозможными ухищрениями пытаются уменьшить количество рабочих дней. Например, эксперты подсчитали, что во время пленарной недели, профильные комитеты проводят наибольшее количество заседаний, хотя для этого специально отведено целых полмесяца. К тому же, сама посещаемость комитетов в среднем составляет около 74%: некоторые народные избранники принимали участие всего в нескольких заседаниях своего комитета.

Декларируя свою депутатскую занятость во время недели работы в комитетах, парламентарии часто занимаются собственными делами (в том числе связанные и с бизнес-интересами), либо откровенно погружаются в политическую активность.

По мнению спикера парламента Андрей Парубия, изменить ситуацию смогут соответствующие изменения в закон «О регламенте Верховной Рады». Подобный законопроект разрабатывается и будет внесен на рассмотрение парламента в ближайшее время.

В частности, председатель ВР предлагает увеличить количество пленарных недель с 2 до 3. Традиционный «час правительства» предлагается расширить до 3-часовых дебатов между нардепами и чиновниками и перенести эту процедуру с пятницы на понедельник. Тогда как вторник и четверг Парубий предлагает сделать полностью пленарными, только с 2-часовым перерывом между утренним и вечерним заседаниями. В среду нардепы будут целый день работать в комитетах, который в 16:00 предлагается завершать заседанием новосозданного органа – Совета глав комитетов. Именно на основе наработок этого органа предлагается формировать основу для предложений повестки дня парламента. Чтобы не расслабляться, спикер предлагает проводить согласительный совет фракций не по понедельникам, а в конце недели – в традиционно «выходную» для парламентариев пятницу.

Предложенные спикером новации действительно революционны. Так, неделя работы в комитетах фактически ликвидируется, график работы депутатов становится более плотным и напряженным. Народные избранники две недели подряд должны активно сочетать законотворческую работу и в комитетах, и в сессионном зале парламента. Сохраняется только третья, традиционная пока что неделя для работы нардепов в округах.

Еще одно изменение в работе парламента будет касаться «фильтрации» законопроектов. Предлагается, чтобы законопроекты получали выводы и «визу» от трех комитетов: бюджетного, по вопросам борьбы с коррупцией, по вопросам евроинтеграции. В комитетах должны определить уровень «популистичности» законопроекта, его соответствия евроинтеграционным стремлениям и просчитать уровень коррупционных рисков. «Это позволит нам добиться того, что законопроект, который входит на рассмотрение в зал, должен пройти достаточно серьезное профильное обсуждение и достаточно основательные обработки на этапе подготовки ко вхождению в пленарную неделю», – пояснил логику предложенных изменений Андрей Парубий.

Только кнутом

Еще один вызов, который во что бы то ни стало необходимо преодолеть для эффективной работы парламента, – это заставить народных депутатов работать. С этим могут возникнуть наибольшие трудности. Чтобы решить данный вопрос, спикер предлагает штрафовать нардепов, которые отсутствовали на работе без уважительных причин.

«Кнопкодавство» депутаты заменят неявкой на решающие голосования – экспертСпециалист поделился соображениями относительно обращения Президента Украины к Владимиру Гройсману насчет изменения системы голосования в Раде.

Однако сами депутаты заранее обрекли такую идею на провал. Причина – в отсутствии эффективной системы мониторинга присутствия депутата на рабочем месте. «Спикер ВР предложил штрафовать тех, кто отсутствовал в зале. А как он будет решать, кто отсутствует, а кто был? Руководство ВР хочет делать это в соответствии с электронной регистрацией. Но, как мы видим, согласно электронной регистрации, депутаты все в зале. А вот согласно письменной регистрации, большинство из них отсутствуют», – отметил на своей странице в Facebook внефракционный нардеп Борислав Береза. Кроме того, по его словам, в каждой фракции есть человек, который централизованно отвечает за процесс электронной регистрации нардепов. Единственный выход из данной ситуации – ввести полностью письменную регистрацию народных избранников, по которой их присутствие на работе будет подтверждаться личной подписью.

Еще в декабре прошлого года Президент Петр Порошенко предлагал пойти еще дальше. Тогда он обратился к председателю Верховной Рады с предложением рассмотреть возможность досрочно лишать мандатов тех народных избранников, которые без уважительных причин пропустили 3 пленарных заседания парламента.

Барьером на пути подобным инициативам является длительный и сложный процесс изменений в Конституцию. Фактически именно это делает невозможным создание процедуры лишения депутатского мандата за прогулы, ведь для этого нужно будет согласие большинства нардепов. Вряд ли они в этом заинтересованы.

Пока что, по мнению большинства экспертов, самым эффективным методом воздействия на посещаемость нардепов является максимальная публичность их деятельности. То есть нужно ввести обязательную телетрансляцию в режиме онлайн всех комитетов и на законодательном уровне утвердить подобные инициативы.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: