Длительная задержка с отставкой Виктора Шокина и назначением нового генерального прокурора дала повод большинству граждан усомниться в способности и желании первых лиц в государстве действительно менять страну. Создавалось впечатление, что новый глава ГПУ подбирался по двум возможным критериям: кандидат должен полностью устраивать Банковую и в то же время иметь достаточно влияния и опыта для реализации реформы ГПУ.
Кандидатура Юрия Луценко длительное время обсуждалась в политических кругах, ведь его назначение – буквально последний шанс продемонстрировать обществу готовность постреволюционных политиков к изменениям в системе. Председатель пропрезидентской фракции «БПП» в парламенте пользуется безоговорочным доверием Президента, уважением среди коллег и врагов, он является одним из самых рейтинговых политиков в команде Главы государства.
Впрочем, мнения экспертов относительно его способности навести порядок в Генпрокуратуре разделились: одна часть считает, что Луценко не способен что-либо изменить, ведь находиться под постоянным наблюдением Банковой. Другая часть комментаторов настроена более оптимистично и отмечает на высоких моральных качествах Юрия Витальевича, которые и станут тем необходимым фундаментом изменений в правоохранительной системе.
Конечно, чтобы увидеть все сильные и слабые стороны нового генерального прокурора, нужно время. Однако уже сейчас можно попробовать проанализировать его слабые и сильные стороны, которые будут влиять на результат его деятельности на посту главы ГПУ.
Бесстрашный генпрокурор
Юрия Луценко еще в середине 2000-х годов часто называли «терминатором» украинской политики. Действительно, импульсивная и радикальная внешняя риторика политика имела под собой ценностную основу сильного волевого характера. Период 2010-2013 годов Юрий Луценко стал символом несокрушимости духа для украинских оппозиционеров, его действительно считали «врагом №2» для режима экс-президента Виктора Януковича. Именно поэтому бывший глава МВД времен президентства Виктора Ющенко стал политическим узником и мужественно прошел все круги судебного ада и тюремных мытарств.
Именно поэтому первой сильной стороной Юрия Луценко на посту генпрокурора являются его знания правоохранительной системы с двух сторон: он был и министром внутренних дел, и единственный из реальных кандидатов на пост главы ГПУ имеет опыт политического узника режима. Этим он качественно отличается от двух прошлых прокуроров - Виталия Яремы и Виктора Шокина. Хотя большинство экспертов считают близость к Президенту основным критерием их назначения, однако, как показало дальнейшее развитие событий, традиции и способы деятельности старой правоохранительной системы были обоим предшественникам Луценко более близкими. Новый генпрокурор - человек, который досконально знает систему, ее сильные и слабые стороны, не имеет к ней никакого сочувствия.
Вторым положительным фактором в истории с назначением Луценко, о котором не говорят большинство экспертов, является отсутствие у него бизнес-интереса. И хотя финансовое положение семьи Луценко не является отнюдь затруднительным (до того, как стать народным депутатом, бизнесом занималась жена - Ирина Луценко), хоть как-то давить на генпрокурора или его семью с этой позиции будет крайне трудно. По данным декларации нового генпрокурора, в 2015 году его семья заработала почти 3 млн грн. Сам Юрий Луценко задекларировал всего 76,4 тыс. грн доходов. В его собственности находятся две квартиры площадью 21,7 и 181 квадратных метров. А семья Луценко владеет земельным участком 0,08 га и жилым домом на 203 квадратных метров, также арендует земельный участок и жилой дом на 859 квадратов. В собственности семьи Луценко две квартиры - на 181 и 92,2 квадратных метра и дача на 43,44 квадрата. Сам Луценко арендует авто, а его семья владеет двумя элитными внедорожниками.
Третья сильная позиция - высокий личный рейтинг доверия к Луценко среди граждан. В середине 2000-х в рейтингах СМИ он попадал в топ-10 самых влиятельных политиков. После Революции Достоинства его рейтинг, по данным социологов, почти не уступал поддержке гражданами тогдашних лидеров оппозиционного Майдана. Так, по разным данным, в 2013-2014 гг. личный рейтинг Луценко составлял от 14 до 23% поддержки граждан. Кроме того, не менее важно и то, что к новому генпрокурору с уважением относятся как его соратники, так и оппоненты.
Безусловно, четвертой сильной стороной Луценко является его публичность и открытость для СМИ. Однозначно, на новой должности он попытается демонстрировать как можно большую готовность к диалогу, чем его предшественники.
Наконец, почти ни у кого не вызывают сомнений моральные качества Юрия Витальевича. Он имеет репутацию принципиального политика, честно заявляет о своих намерениях. Именно это качество характера неоднократно угрожала ему политическим самоубийством, и именно сейчас такой его подход к делам является едва ли не единственным шансом сломать крепкий коррупционный хребет правоохранительной системы.
Тень Президента?
К сожалению, слабых сторон и угроз в политическом портрете Юрия Луценко не меньше, чем положительных.
Среди главных - Луценко 100% человек из команды Президента Петра Порошенко. А это значительно усиливает подозрения и экспертов и всего общества в дальнейшей несамостоятельности его шагов на посту генпрокурора. «Порошенко в третий раз стал генпрокурором», - злорадствуют ходу вчерашних событий с назначением главы ГПУ оппоненты Юрия Витальевича. Чтобы доказать обратное, нужны будут радикальные шаги. Пока что новый генпрокурор объявил о своих намерениях решительно наказать бывших коррупционеров и соратников беглого экс-президента. «Я готов прийти в ГПУ с принятым вами законом, и устроить в ближайшее время заочный и открытый суд над бандой Януковича и предателями, которые укрылись в оккупированном Крыму и на оккупированных территориях Донбасса», - пообещал новый генпрокурор с трибуны парламента.
Следующая отрицательная черта Луценко - его способность к политическим компромиссам. Это касается и его партийной карьеры (он 10 лет находился на руководящих должностях в рядах Социалистической партии, был инициатором и руководителем общественного объединения «Народная самооборона», а с 2014 года возглавил пропрезидентскую партию «Солидарность»), и его позиции как главы парламентской фракции, и его отношения к реформе в самой Генпрокуратуре. Он неоднократно заявлял о своих намерениях сложить полномочия (http://ru.slovoidilo.ua/promise/37849.html) главы фракции после громких скандалов, однако ни разу не выполнил своего обещания. К тому же, если еще год назад Луценко выступал за ограничение полномочий генпрокурора и одобрительно высказывался относительно идеи прокурорского самоуправления, то уже сейчас он считает подобную тенденцию настоящей угрозой реформе ГПУ. Кстати, в измененном законе, благодаря которому Луценко получил возможность возглавить ГПУ, также говорится и о переносе сроков создания органов прокурорского самоуправления на апрель следующего года.
Третьей слабой стороной нового генерального прокурора является отсутствие у него собственной команды для реформирования ГПУ. На кого будет опираться в своих действиях Юрий Луценко – пока что спрогнозировать сложно.
Еще одной угрозой является вероятность недостаточного понимания процессов по реформированию ГПУ. Стоит отметить: именно для того, чтобы Юрий Луценко имел возможность возглавить Генпрокуратуру, в законопроекте №4645 среди обязательных критериев предложили отменить норму о необходимости профильной юридического образования. И хотя большинство экспертов не усматривают в этом существенного недостатка (ведь во многих странах мира генеральными прокурорами, как правило, являются политические фигуры), все же возникают опасения относительно способности нового главы ГПУ принимать стратегические реформаторские шаги.
Наконец, следует отметить еще один существенный недостаток Юрия Луценко, а именно его склонность к радикальным действиям, которые часто не являются оптимальным решением проблемы. Вспомним лишь пример с обыском резиденции Рината Ахметова в Донецке в 2005 году (именно тогда Луценко возглавлял МВД), когда для этого спецназовцы использовали БТР.
К тому же, Луценко склонен к популизму, а значит, есть риск того, что через показную публичность работа Генпрокуратуры может превратиться в громко распиаренную борьбу с ветряными мельницами. Не хотелось бы даже предполагать, что новый глава ГПУ, используя свои полномочия, посредством медийных скандалов попытается улучшить имидж и рейтинги Президента, так ничего не предприняв для реформы Генпрокуратуры.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»