Европейский Союз нарушил слово и таки вступил в переговоры с Россией о будущем Украины, включив ее в переговоры по экономической составляющей Соглашения об ассоциации.
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил о низких шансах Украины на вступление в Евросоюз, а министры иностранных дел ключевых государств ЕС – Франции и Германии – требуют от Киева создать условия для проведения местных выборов на оккупированных сепаратистами восточных территориях Украины.
Все это указывает только на одно – руководству Евросоюза пришлось пойти на поводу у Москвы и учесть ее интересы в Украине. Об этом пишет Йонас Дриджер на страницах второго по популярности источника новостей в ЕС Euobserver, сообщает «Слово и Дело».
Украина на коротком поводке
Для знакомых с политической кухней в этом развороте нет ничего удивительного: конфликтов, подобных украинскому, во всем мире великое множество. Ближайший пример – Сирия, где возникла реальная угроза противостояния России и НАТО. В стремлении избежать лобового столкновения сторонам пришлось сесть за стол переговоров.
Похожая ситуация сложилась и в Украине. Сейчас европейские лидеры не скрывают своего стремления умерить пыл украинцев по вступлению в ЕС, чем пытаются успокоить Россию, страдающую от стратегической паранойи. Этому способствует и глубочайший социально-экономический кризис, плавно перешедший в область политики, который поразил Украину.
Получается, что чиновники Евросоюза слукавили, сперва дав украинцам надежду, а только потом начав объяснять всю тяжесть евроинтеграции. Тем более, что в ее позитивном завершении нет никакой уверенности.
Это очень удобно. Если Украина преодолеет политическую поляризацию, коррупцию и бедность, ЕС может достать ручку и добавить еще одну страну к своему списку «нормативных держав». Если же Украина терпит неудачу, ЕС может легко и просто отречься от нее.
Российский фактор
Кремль также не дремлет. То, что Украина пытается сблизиться с Европой и в то же время противится евразийской интеграции, там заметили в первую очередь. История этого движения имеет глубокие корни.
Так, первый президент Украины Леонид Кравчук отказался вступать в Содружество независимых государств (СНГ). Его преемник Леонид Кучма отверг предложение о вступлении в военный блок – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). По иронии судьбы опальный Виктор Янукович также удерживал Украину от вхождения в Евразийский союз (ЕАС). Более того, именно при нем подписание ассоциации с Евросоюзом приобрело отчетливую конфигурацию.
Видя как ключевая территория, Украина, уходит из орбиты влияния, риторика московских властей становилась все более агрессивной. Россия открыто заявила, что НАТО и ЕС несут ей угрозу. Параллельно РФ оказывала колоссальное давление на Украину, используя такие рычаги, как цены на газ, плату за транзит, подрывные действия и торговые эмбарго.
В результате Янукович не выдержал давления со стороны Москвы и отказался подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС. Украинские протестующие поняли, что правящий класс предал их, и вступили в противоборство с хорошо вооруженной милицией на киевском Майдане.
Печальные следствия и геополитический тупик
А потом наступила развязка этой печальной истории о том, как невразумительная и идеалистическая риторика ЕС вкупе с отсутствием реальной политической заинтересованности привела Украину к ее сегодняшним страданиям. Украина и Россия уже два года находятся в состоянии необъявленной войны: девять тысяч человек погибло, более миллиона украинцев потеряли свои дома, Россия присоединила Крым, а украинская экономика сокращается со скоростью 10% в год.
По всей видимости, лидеры ЕС предостерегли Киев от вооруженного сопротивления российской аннексии Крыма. ЕС и его основные страны-члены также согласились на все ключевые требования России в рамках Минских соглашений и призвали Украину также принять их.
У Realpolitik плохая репутация, но если бы Европа начала проводить прагматичную политику раньше, Украина пострадала бы меньше. Безусловно, в украинских бедах виноват не только и не столько ЕС, но у европейцев нет никаких оснований гладить себя по голове. Таким образом, Украина, став заложником геополитических разбирательств, вынуждена сама искать пути выхода из сложившейся ситуации.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»