Визит Президента Украины в США не будет таким радужным, как планировалось ранее. Петр Порошенко и его команда за 5 последних недель так и не сумели достичь желаемого результата – решить правительственно-парламентский кризис до визита в Соединенные Штаты.
Цель была уже почти достигнута, однако, как всегда, в процессе переговоров по созданию новой коалиции запестрели «золотые акции» лидеров меньших фракций. Подобные сценарии происходят постоянно, вспомним «коалициаду» 2006 года: своей «золотой акцией» удачно воспользовались тогдашние лидеры СПУ, однако уже на досрочных парламентских выборах в 2007 году партия не смогла преодолеть даже проходной барьер в 3%.
Впрочем, большинство украинцев уже устали следить за сверхбыстрой сменой политических взглядов своих народных избранников: позиции меняются так часто, что за всеми маневрами просто не успеть. Особенно, если каждое изменение вектора тщательно объясняется основными спикерами политических сил с экранов телевизоров во время многочисленных ток-шоу.
Ярким свидетельством подобной тенденции является «Радикальная партия Олега Ляшко», которая еще с сентября 2015 года то входит, то выходит из коалиции. Наконец, во время последних переговоров о вступлении в новое большинство под премьера Владимира Гройсмана, главный «радикал» Украины пожелал место спикера парламента. После отказа фракция «РПЛ» уже официально отозвала подписи, о чем было сообщено в Верховной Раде.
Сейчас же эстафета «золотой акции» перешла к фракции «Батькивщины».
Непримиримый партнер
Юлия Тимошенко и ее политическая сила с самого начала переговоров по созданию новой коалиции заняли удобную позицию. С одной стороны, «Батькивщина» готова подставить плечо Президенту и его соратнику Гройсману в качестве нового главы правительства, с другой - остается верной своим программным целям. Да-да, несмотря на то, что требования «Батькивщины» с точки зрения экономических реалий звучат как неприкрытый популизм, однако именно с этими программными целями партия баллотировалась на выборах и получила свои голоса избирателей.
Поэтому как бы ни закончились переговоры о создании новой коалиции, «Батькивщина» все равно останется на очень благоприятных позициях. Сначала Юлия Тимошенко среди необходимых условий присоединения к большинству объявила о необходимости поддержать 18 законопроектов «Батькивщины», большинство из которых делают невозможным дальнейшее сотрудничество с МВФ и международными донорами. Впоследствии фракция оставила только 5 принципиальных требований и согласилась на принятие всего 10 законопроектов. Впрочем, даже среди этих условий есть несколько принципиальных социально-экономических маркеров, которые делают предложения Тимошенко неприемлемыми для пропрезидентской команды. Основные из них - снижение тарифов на услуги ЖКХ, повышение прожиточного минимума, снижение ренты на добычу природного газа, изменение политики в отношении аграриев, индексация пенсий и заработных плат. На такое новое правительство во главе с Гройсманом пойти не может, ведь это автоматически приведет к прекращению сотрудничества с международными донорами, а значит, и к дефолту. Более того, такой сценарий девальвирует все возможные рейтинги действующего Президента. Фактически, Петр Порошенко может повторить путь своего бывшего соратника на должности главы государства Виктора Ющенко.
С другой стороны, «Батькивщине» абсолютно безразлично, сформируется ли коалиция вообще. Главный интерес Тимошенко - досрочные парламентские выборы. И чем быстрее, тем лучше.
Без арифметики не обойтись
В условиях создания коалиции с фракцией «Батькивщины» речь идет о присоединении 18 нардепов к новому парламентскому большинству. Впрочем, для минимального функционирования большинства «Народному фронту» и «БПП» будет достаточно привлечь подписи всего 7 нардепов к новому коалиционному соглашению. Вместе у «БПП» и «НФ» насчитывается 219 штыков (соответственно 138+81). Единственный важный момент, на котором очень настаивают в «НФ», - создавать новое большинство должны именно субъекты такого процесса, а это только парламентские фракции.
Поэтому после монотонных и унизительных переговоров с «Батькивщиной» в пропрезидентской команде решили воспользоваться «планом Б» - доформировать собственную фракцию внефракционными депутатами. К счастью, выбирать есть из кого: по данным сайта Верховной Рады, пока что таких в парламенте есть целых 50 народных избранников. Согласны ли пойти подобным путем и во фракции «НФ», пока неизвестно, ведь рейтинги этой политсилы не слишком вдохновляют новых потенциальных кандидатов присоединиться к команде Арсения Яценюка в парламенте.
Тогда как в «БПП» уже не чураются любых методов, лишь бы наполнить фракцию драгоценными голосами. Так, после быстрого и сомнительного с точки зрения законодательства лишения депутатских мандатов Николая Томенко и Егора Фирсова руководство фракции приняло неоднозначное решение вернуть в ряды пропрезидентской силы скандального нардепа Олега Барны. Как к такому шагу отнесутся партнеры по коалиции из «НФ», лидера которых Барна выносил из сессионного зала парламента в пикантных позах, предсказать трудно.
О желании отказаться от услуг «Батькивщины» стало понятно после вхождения во фракцию «БПП» нардепов, которых ранее исключили из «Самопомощи». «Ирина Суслова (которую исключили из «Самопомощи») вступила во фракцию «БПП». Прогнозирую, что в «БПП» вступит и бывший «радикал» Витко, которого Ляшко не смог лишить мандата. Также ходят слухи, что тянут в «БПП» исключенных из «Самопомощи» (после голосования за изменения в Конституцию в конце августа 2015 года, вопреки решению фракции – Ред.) Гопко, Пташник, Еднака, Кривенко, Кишкаря. Также ведутся переговоры с Балогами (а их в нынешней Раде аж четверо) и депутатами-мажоритарщиками, которые добровольно вышли из «БПП», - раскрыл новые ингредиенты «коалиционной кухни» нардеп от «БПП» Сергей Лещенко на своей страничке в Facebook.
Такие математические упражнения с наполнением нового коалиционного большинства точно не обещают нынешнему созыву парламента долгой жизни. Даже если удастся привлечь необходимое количество голосов (226), голосования такого большинства будут крайне несистемными и уязвимыми. А значит, каждая правительственная инициатива будет «спотыкаться» о сознательные или бессознательные противоречия между двумя главными участниками большинства – «БПП» и «НФ». У последних в случае соблюдения договоренностей в распоряжении касательно блокирования любой законодательной инициативы нового состава Кабмина будет свой спикер. Напомним, на этой должности в «НФ» видят нынешнего вице-спикера Андрея Парубия.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»