После украинских потрясений на рубеже 2013-2014 годов состояние экономики страны и финансового сектора оказалось на грани краха. Де-факто Международный Валютный Фонд стал последним и единственным возможным для Украины кредитором, который помог избежать дефолта. Спустя 21 год сотрудничества Украины с МВФ новая программа кредитования имеет шансы стать самой масштабной как по объему предоставляемых средств, так и по сложности поставленных задач перед украинскими чиновниками. Сегодня Украина оказалась перед выбором: структурные реформы или крах страны. Времени остается все меньше. Если правительство продолжит риторику по принципу «враги Украины срывают отношения с МВФ», сценарий банкротства станет неизбежным уже в ближайшие несколько месяцев.
В прошлом году премьер-министр Украины Арсений Яценюк открыто заявил: «Если нам не дают помощь, то страна попадает в очень плохую ситуацию, которую называют дефолтом». Тогда Украина получила помощи на сумму 9 млрд долларов. Прошло время и уже в нынешнем 2015 году министр финансов Украины Наталья Яресько сообщила: «Украине нужно больше денег – помощи МВФ недостаточно. Для нашей экономики нужно больше».
В то же время бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс предупредил власти Украины о том, что они должны быть готовы объявить дефолт, если мировые кредиторы откажутся от финансирования и реструктуризации долга Киева.
В апреле международное рейтинговое агентство Fitch, а также Standart & Poor’s понизили долгосрочный кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте до преддефолтного уровня – с «CCC» до «CC», тем самым отметив вероятность дефолта в стране.
Долговое положение Украины достаточно запутанное. У нашей страны есть государственный и негосударственный долг, долг внешний и внутренний, долг, номинированный в национальной валюте (гривнах) и номинированный в валюте иностранной (долларах, евро, юанях, рублях и др.). Наконец, кроме долгов, возникающих в результате получения займов и кредитов, имеются еще долги, вызванные неплатежами Украины по импортным контрактам.
Общий внешний долг Украины составлял на конец прошлого года 69,8 млрд долл., из них 14,9% должны быть погашены Украиной в 2015 году, еще 47,6% – в 2016-2019 гг., средний срок долга до погашения – 4,8 года.
В этом году Украине предстоит выплатить в рамках обслуживания еврооблигаций более 5 млрд долл., в том числе 3 млрд долл. России, которые РФ имеет право потребовать и досрочно. Кроме того, в 2015 году истекает срок обращения еврооблигаций на 500 млн долл. (23 сентября) и на 600 млн евро (13 октября).
Еще одним тревожным сигналом стало заявление Яценюка: «Украина не в состоянии рассчитаться с кредитами, которые взяло правительство времен Виктора Януковича. Речь идет о 40 млрд долл. Я должен откровенно сказать, что мы не можем выплачивать эти кредиты за счет того, чтобы забирать соцвыплаты, пенсии, зарплаты. Уже нечего забирать».
В свете происходящего в Украине: нарастающего коллапса экономики, роста цен, инфляции, и тотальной остановки производства, выход только один – договариваться с кредиторами и просить о дополнительном финансировании.
11 марта 2015 года Совет директоров Международного валютного фонда одобрил программу Extended Fund Facility для Украины, рассчитанную на 4 года на общую сумму 17,5 млрд долл., но предусмотрел масштабное реформирование Украины по европейским стандартам.
Деньги Фонда будут направляться на погашение страной ранее взятых кредитов и пополнят золотовалютные резервы Нацбанка. Кредит МВФ также откроет Украине двери для привлечения международной помощи на общую сумму порядка 40 млрд долл.
Первый транш 5 млрд долларов в рамках одобренной МВФ программы расширенного финансирования EFF на общую сумму 17,5 млрд поступил в Украину в марте. В июне страна ожидает вердикта МВФ в вопросе реструктуризации и второго транша.
Вместе с ожиданием вердикта МВФ, все глобальнее становятся риски Украины объявить о банкротстве. Как показывает практика, программы таких масштабов далеко не всегда выполнялись до конца. Среди основных причин: популизм власти, бюрократия и сопротивление крупных финансово-промышленных групп. Эти факторы и для нашей страны не стали исключением. Украина фактически в тупике.
В конце апреля постоянный представитель Украины при Европейском Союзе Константин Елисеев заявил о том, что Европа обеспокоена и хочет знать, куда Украина тратит деньги.
В свою очередь, депутат Борислав Береза раскритиковал действия правительства. «Иностранные партнеры просто боятся предоставлять финансовые средства, так как они могут быть разворованы Кабмином. Как и все те средства, что были выделены ранее», – подчеркнул депутат.
Директор аналитического центра «Экспертный совет» Искандер Хисамов говорит о том, что правительство проводит имитацию реформ.
«Нужно дать комплекс решений, поставить определенные задачи, а не просто говорить, что в 2016 году жить станет лучше. Ни на какие реформы это не тянет, а тянет на судорожные движения для того, чтобы быстро получить деньги», – считает политолог.
В результате, на днях министр финансов Наталья Яресько призналась: «У Украины не так много времени, а достичь соглашения с кредиторами пока что не удалось. Переговоры идут намного сложнее, чем ожидалось», – заявила Яресько.
Исполнительный директор Международно Фонда Блейзера Олег Устенко обьясняет, что одно из главных требований меморандума МВФ, где прописаны условия получения нашей страной кредита, – это реальная борьба с коррупцией.
«Логика МВФ ясна: попытайтесь снизить уровень коррупции и тогда придется не так сильно затягивать пояса, экономить. Риторика очень жесткая, даже в Болгарии и Румынии, где тоже была коррумпированная экономика, не говорилось столько о борьбе с коррупцией, как в случае с Украиной. В данном случае, Украина вынуждена принять и выполнять требования МВФ, а МВФ вынужден смириться с тем, что деньги таки придется выделять и дальше, потому что в случае дефолта на протяжении долгого времени долги не будут оплачиваться вообще. Выбора нет. Кроме того, часть долга они должны будут списать», – объясняет Устенко.
Как считает экономист, реструктуризация долгов – это тоже дефолт, только технический, который закроет все внешние рынки до момента, пока Украина не сможет быть платежеспособной.
По прогнозам аналитика, до июня МВФ не озвучит решение о том, давать ли Украине следующий транш, а вопрос дефолта будет подниматься. «Сейчас речь идет о том, что предлагает кредиторам Минфин – снизить процент, который мы платим по евробондам, увеличить срок обращения этих бондов и уменьшить тело кредита, и примут ли это в МВФ», – анализирует Устенко.
Большинство экономистов сходятся в одном: реструктуризация необходима, она может быть «мягкой» и «жесткой». В первом случае выплата долга может быть отсрочена на несколько лет, а ставка по бумагам снижена с сегодняшних средних 8% до 5-6%.
Директор экономических программ Василий Юрчишин настаивает, что Украина не должна надеяться на уступки МВФ, а о списании долгов вообще не может идти речи. Поэтому нужно принимать условия игры и соглашаться на «мягкую реструктуризацию», считает Юрчишин.
Согласно подсчетам, проведенным аналитиками газеты Financial Times с использованием методики самого МВФ, суверенный долг Украины на конец 2015 года может составить 90% от ВВП. При этом газета отмечает, что МВФ как правило оценивает такой уровень задолженности как неприемлемый.
На международной арене Украина де-факто воспринимается как государство-банкрот. Денег взять негде. Главный вопрос для МВФ заключается лишь в том, давать ли очередной транш кредита, согласиться ли на реструктуризацию или, наконец, прекратить реанимацию неизлечимой украинской экономики.
Эксперт финансовых рынков, начальник департамента финансовых исследований компании GfK Ukraine Дмитрий Яблоновский считает, что надежды на компромисс между Украиной и МВФ все же есть, потому что кредиторам не нужен дефолт в Украине.
«Понятно, что кредиторы не согласятся простить часть долга, но внешние кредиторы не заинтересованы в дефолте Украины, потому что в таком случае Украина и вовсе не вернет ничего, что брала взаймы», – аргументирует Яблоновский.
Уже сейчас понятно, что нынешнее украинское правительство всего лишь переносит сроки погашения долгов на более отдаленный период в надежде найти решение проблемы когда-нибудь потом.
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак считает, что правительство возлагает слишком большие надежды на МВФ, но МВФ – это не спасательный круг, да и кредит – это не подарок, а долг, который нужно отдавать.
«Чиновникам следовало бы заняться прикрытием оффшорных схем, это дало бы стране гораздо больше, чем все кредиты МВФ вместе взятые. Это тотальная кредитная зависимость. Украина потом должна отдать эти долги, а кредиты, которые мы получаем, слишком дорого стоят в обслуживании. Во-первых, какими будут проценты? Во-вторых, на обслуживание госдолга направляют бюджетные ресурсы. Ситуация заключается в том, что чиновники занимают деньги под госгарантии, чтобы удержаться у власти, а отдают кредитные средства – за счет простых украинцев, путем сокращения социальных выплат», – убежден Новак.
Факты действительно более чем красноречивы: долги отдаются из Бюджета, а Госбюджет составляет, как известно, примерно треть от ВВП. Понятно, что это нереальные показатели, которые весьма сомнительно будут достигнуты в 2015-2016 годах при сохранении нынешней экономической политики и имитации реформ. Так что время начинать думать не о том, как получить кредит, а чем отдавать долги.
Пока же Президент Украины продолжает призывать инвесторов вкладывать деньги в Украину, заверяя, что Украина является одним из самых перспективных мест для инвестиций и со всей вверенной ему ответственностью
Подводя итоги, хочется сказать, что каждая сторона имеет в этой игре свой интерес. МВФ будет вновь пытаться «дожать» Киев, требуя от него желаемых реформ в духе «вашингтонского консенсуса», а Киев – рассказывать об успешных переговорах, демонстрируя другим потенциальным кредиторам, что украинская экономика не столь безнадежна.
Марина Шевченко, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»