Госбюджет-2015, который был принят Верховной Радой в конце прошлого года, оставляет много вопросов без ответов. Наиболее фундаментальный вопрос будет касаться поиска так называемых «точек роста» украинской экономики в ближайший год. Ведь, разрабатывая проект Госбюджета, чиновники так и не сумели решить ряд проблем: каким образом частный сектор (малый, средний и крупный бизнес) и в каких сферах будет расти? Как и с какими показателями? Что этому будет способствовать, где и в каком объеме необходима будет помощь государства? Без ответов на эти вопросы экономика страны не будет иметь определенного вектора развития, а ожидать роста без четких идеологических установок – бесполезно.
В конце концов, есть и другая сторона медали. Это – значительное сокращение социальных расходов, которое предусмотрел Минфин при разработке проекта Госбюджета именно для гуманитарной сферы. Это означает, что значительная часть малоимущего населения Украины недополучит в 2015 году часть своих льгот. Некоторые категории населения их вообще будут лишены.
Так, уменьшение социальных расходов коснется «чернобыльцев». Предусматривается отмена зоны усиленного радиоэкологического контроля (4 зона) и пересмотр границ зон радиоактивного загрязнения территорий и совершенствование норм о выплате компенсаций и предоставлении льгот гражданам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы. Правительство предполагает сэкономить до 902 млн грн за счет сокращения расходов в этой сфере.
Также в Госбюджете отменены выплаты стипендий в учебных заведениях всем, кром детей-сирот, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей. Было продолжено финансирование бесплатного питания школьников льготных категорий 1-4 классов, детей-инвалидов, сирот, детей из малообеспеченных семей, а также оставлено право льготного проезда для школьников и работников школ, правда – с пометкой, что данная статья расходов перекладывается на местные органы власти. Фактически, правительство переложило ответственность за эти статьи финансирования на местные бюджеты, значительно при этом сократив их источники поступлений. Таким образом, прогнозировать, как будут финансироваться те или иные льготные категории граждан в 2015 году фактически невозможно, т. к. это будет происходить в «ручном режиме».
Кроме того, в Госбюджете-2015 введена адресная денежная помощь пенсионерам вместо льготного проезда общественным транспортом общего пользования. Также планируется ввести адресную помощь малообеспеченным гражданам на оплату коммунальных услуг. Напоследок следует упомянуть и еще одну довольно неоднозначную норму, на которой планируют сэкономить в правительстве Арсения Яценюка: права бесплатного проезда в общественном и междугороднем транспорте были лишены участники Великой Отечественной войны, чернобыльцы, ветераны труда, жертвы нацистских преследований. Особенно циничной выглядит норма, касающаяся отношения к ветеранам: среди льготных категорий украинских граждан они – самая немногочисленная группа, то есть, речь идет об экономии на самом деле не больших денег. Однако ни среди чиновников, ни среди народных депутатов Верховной Рады особых дискуссий этот вопрос не вызвал.
Все эти нововведения по экономии на гуманитарной сфере в совокупности, по расчету правительства, позволят сэкономить более 30 млрд грн. К тому же, вводя такой режим экономии, чиновники ссылаются на договоренности с миссией Международного валютного фонда. Мол, все эти меры предусмотрены в Меморандуме о сотрудничестве с МВФ, а следовательно – помогут Украине получить долгожданный кредит.
На фоне всех этих изменений особенно интересно выглядит попытка правительства подменять понятия роста показателей прожиточного минимума и заработных плат, используя сомнительные методики, не имеющие ничего реального со сложной экономической ситуацией в повседневной жизни. Так, задекларированный в Государственном бюджете на 2015 год рост прожиточного минимума на одно лицо отнюдь не дает ответа на вопрос: как вообще возможно прожить на такие деньги? Так, с 1 января 2015 прожиточный минимум составит 1,176 грн, с 1 декабря ожидается его увеличение на 154 грн до 1,330 грн. Кроме того, эксперты отмечают, что в Государственном комитете статистики сознательно используют несовершенный метод расчета повышения заработных плат. «Заработные платы в Украине в нынешних условиях имеют неправильный принцип начисления и требуют индексации не по показателю инфляции, а с учетом повышения цен на тарифы и продукты питания», – считает эксперт по вопросам демографии и социальных исследований Элла Либанова.
Если рассматривать Госбюджет-2015 как целостную систему, замечаем тенденцию: правительство пытается по максимуму «выжать» из бизнеса и сэкономить на социальных расходах. В свою очередь уменьшение социальных стандартов ведет не только к обнищанию населения, но и к уменьшению активности бизнеса. Ведь одно не может существовать без другого: социальные слои населения также являются активными пользователями услуг, покупателями товаров. Получается, что для того, чтобы получить кредиты от международных доноров, правительство своими действиями ведет экономику Украины к коллапсу.
Следует также напомнить власти и о реальной опасности социальных бунтов. Дело в том, что некоторые социальные слои населения, привыкшие пользоваться социальными льготами, способны на существенную самоорганизацию. Прежде всего, у них есть общая, очень эмоционально заряженная мотивация – нарушение социальной справедливости. Во-вторых, этим категориям населения по сути терять, кроме своих льгот, особо нечего. Вспомним события 2011 года, когда «чернобыльцы» и «афганцы» сумели объединить усилия и организованно выступить против попыток тогдашнего правительства Николая Азарова сократить их льготы. Однако, нынешняя ситуация, по мнению экспертов, значительно отличается: в стране идет война, а последствия экономического кризиса пока не ощутило на себе большинство населения страны. «Социальная напряженность может расти, однако в Украине были и еще большие социальные кризисы. Начало 1990-х годов, кризис 2008-2009 года. В 2009 году падение ВВП составило 15%, а по итогам прошлого – 10%. Поэтому были и более сложные кризисы в Украине. Ожидать новой революции не стоит. Революции, как правило, происходит не когда пик кризиса, а наоборот. Когда есть завышенные ожидания, которые не оправдываются. Когда экономический кризис – населению не до протестов. Люди просто выживают», – объясняет политический эксперт Владимир Фесенко.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»