Скопление людей субботним утром возле парковки одного из столичных выставочных центров возле станции метро «Левобережная» больше напоминает муравейник. Сюда со всех регионов приезжают коллекционеры старины на так называемый «слет». Нередко здесь можно увидеть и бывших чиновников, и действующих нардепов, и госслужащих высокого ранга. Правда, в последнее время увеличение потока людей вызвано не столько собственными увлечениями в коллекционировании предметов старины, сколько носит несколько иной характер.
Именно здесь спешат обменять валюту по неофициальному, так называемому «черному» курсу. Ажиотаж объясняется просто: пока в банковских отделениях на прошлой неделе курс держался на уровне 13,5-14 грн за доллар, «сдать» доллар у «менял» можно было уже по 15,10 грн, а купить - по 15,75. При этом никаких тебе ограничений в 200 у.е. в одни руки - бери валюты столько, сколько имеешь гривен. «Однако люди больше сдают валюту. После 11:00 у «менял» заканчиваются именно гривны», - объясняет мне знакомый нумизмат.
«Валютная лихорадка» в последние недели лишила украинцев здравого смысла. Пока одни подсчитывают убытки, другие - запасаются валютой, а самые шустрые - зарабатывают на «черном рынке» ровно столько, сколько позволяют им связи и обороты кэша. Поведение же Нацбанка и его руководительницы в этом перфомансе больше напоминает работу крупье, чем роль регулятора. Причем, у большинства экспертов и рядовых граждан есть ощущение того, что нынешние валютные колебания скорее носят спекулятивный характер, а не основываются на экономических показателях. Валерия Гонтарева, которая уже почти полгода занимает пост главы НБУ, как мантру повторяет 2 тезиса: о невозможности и неэффективности регуляторных действий Нацбанка с такими низкими золотовалютными резервами (сейчас - это $ 12,6 млрд), и необходимость установления рыночного курса гривны по отношению к иностранным валютам, путем «свободного курсообразования».
Тем, кому терять особо нечего, радуются новостям из соседней России, где рубль также подвергается существенной девальвации, реагируя на санкции и снижение мировых цен на нефть. Мол, у нас плохо, а у них - еще хуже. С этим можно поспорить.
Дело в том, что экономика России - гораздо более экспортоориентирована, чем украинская. Речь идет об объемах той продукции, которую экспортирует Россия, несмотря на санкции. В то же время, в условиях военных действий на Донбассе, украинская экономика еще больше стала импортозависимой. Поэтому девальвация рубля - не является чем-то слишком угрожающим для России, а вот девальвация гривны - наоборот, добавляет еще больше проблем и так пока слабой экономике нашей страны.
Математика проста. Например, еще в конце лета стоимость барреля нефти на мировых рынках составляла примерно 105 долларов, тогда как за 1 доллар в РФ давали 36 рублей. Таким образом, при продаже каждого барреля нефти бюджет России пополнялся суммой в 3,780 рублей. В конце концов, цена на нефть упала, и сегодня составляет около 82 долларов за баррель, тогда как отечественная российская валюта подешевела до отметки 46 рублей за 1 доллар. Таким образом, сейчас в российский бюджет после продажи каждого барреля нефти недополучит всего до 8 рублей - то есть, в настоящее время российская нефть фактически продается за 3,772 рублей за баррель. Что это означает? А то, что выплаты россияне из бюджета получают именно в рублях, и то, что существенных проблем «путинскому режиму» такое состояние дел пока не сулит. Учитывая значительно лучшие показатели по внешнему долгу (всего 36% ВВП, тогда как внешний долг Украины уже приближается вплотную к отметке более 90% ВВП), более серьезные объемы золотовалютных запасов - РФ имеет все возможности в дальнейшем мощно противостоять санкциям и проводить агрессивную внешнюю политику.
Тогда как Украина, прежде чем реализовать свою продукцию на экспорт, закупает газ именно за валюту. И даже если мы будем закупать газ по цене 378 долларов за кубометр, учитываю девальвацию гривны почти в 2 раза (с 8 грн/долл до 16 грн/долл) будем платить уже 6048 грн. вместо 3880 грн за каждый куб. м. газа. Во-первых, такая ситуация в экономике скажется на кошельках рядовых украинцев - как минимум, за «коммуналку» мы будем платить больше. Такой же рост цен нас ожидает на все импортные товары. Сейчас экономику страны будут спасать не столько заемные зарубежные кредиты, сколько собственные сбережения украинцев и обороты «серой» экономики.
Впрочем, девальвация гривны может помочь Украине более эффективно провести весь спектр социально-экономических реформ. Конечно, это будет «шоковая терапия». Прежде всего, девальвация поможет привлечь приток иностранных инвестиций, а значит - увеличить деловую активность в Украине. Однако этого не произойдет, если не ввести системных реформ, которые дадут начало цивилизованным традициям ведения бизнеса в нашей стране, а не обеспечат очередную площадку для сверхприбыльных спекуляций (как это было до этого).
Если говорить о регуляторной функции НБУ, то за последние 5 месяцев можно было сделать несколько шагов, которые бы однозначно положительно повлияли как на инвестиционную привлекательность нашего региона, так и не позволили бы гривне попасть в пропасть нисходящей волатильности. Во-первых, следовало бы начать процесс аудита украденных средств режимом предыдущего президента Виктора Януковича. Как-то не верится, что все изъятые деньги ему удалось перевести в кэш и вывезти на «самосвалах»: безусловно, это процесс не быстрый, но имеет все шансы на успех, учитывая нынешнюю расстановку сил на геополитической карте мира. Во-вторых, следовало бы серьезно наказать хотя бы один из отечественных банков, которые «выжимают» валюту из отечественной экономики работают по так называемым «серым схемам». В-третьих, вместе с Генпрокуратурой начать судебные процессы по рейдерским захватами отечественных предприятий. Это еще один источник недоверия к отечественной экономике со стороны инвесторов.
Можно перечислять много возможных шагов, которые уже сейчас правоохранительные органы, Кабмин и НБУ могли бы ввести комплексно, чтобы хотя бы удерживать ситуацию в экономике на плаву. Но пока наши чиновники, по привычке, во всем винят предшественников, а еще, как бонус, получили возможность во всех своих неудачах обвинять военные действия на Донбассе.
Впрочем, любой процесс, даже спекулятивного характера, имеет свои границы и объемы. И если его не может контролировать и регулировать государство, тогда это сделают сами украинцы - путем простых рыночных отношений, регулируемых законом спроса и предложения.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»