Переговоры по Донбассу, как в Минском, так и в Нормандском формате в последнее время находятся в тупике. Онлайн-встречи Трехсторонней контактной группы не приносят результатов, а «нормандская четверка» общается в основном на уровне советников. Нет прогресса и в вопросе обмена пленными – последний большой обмен был еще в декабре 2019 года. С того времени стороны лишь подают друг другу списки удерживаемых лиц в бесплодных попытках договориться. Почему обмен пленными поставлен на паузу – в материале «Слово и дело».
81 на 124: последний крупный обмен пленными
Прогресс в вопросе обмена пленными произошел после встречи «нормандской четверки» в Париже 9 декабря 2019 года. На переговорах Владимир Зеленский, Эммануэль Макрон, Ангела Меркель и Владимир Путин среди прочего договорились, что до конца года состоится обмен по формуле «всех на всех».
Провести обмен по этой формуле не получилось: Трехсторонняя контактная группа в Минске не смогла согласовать списки. В результате 29 декабря обмен прошел таким образом: Украина передала боевикам «ДНР» и «ЛНР» 124 человека, в ответ на оккупированных территориях освободили 81 украинца, 76 из которых вернулись на подконтрольную территорию.
Среди тех, кто вернулся в Украину, были 12 военнослужащих и два журналиста. А в ОРДЛО пришлось передать 5 бывших «беркутовцев», обвиняемых в убийствах на Майдане. Зеленского за это сильно критиковали. «По поводу «беркутовцев». Да, это условие этого обмена. Мы забирали наших героев. Это сложное было решение, решение политическое. Если бы они остались мы бы не получили наших разведчиков, ребят, которые были в Дебальцево. Если бы у меня было еще 100 «беркутовцев» и мне бы предложили вернуть одного разведчика, я бы отдал 100 «беркутовцев» и вернул живого разведчика», – говорил тогда президент.
Накануне Нового года Зеленский созвонился с Путиным, и во время разговора президенты договорились и дальше согласовывать списки украинцев на освобождение.
По состоянию на начало 2020 года на оккупированных территориях незаконно удерживали 184 человека. Такие данные приводила Служба безопасности Украины. При этом представитель Украины в гуманитарной подгруппе Валерия Лутковская говорила об около 300 человек, только о трети из них у Киева были подтверждающие документы, об остальных – только информация от родственников.
23 января 2020-го Зеленский сообщил, что Украина ведет переговоры об освобождении граждан из ОРДЛО, а также из России: «Два трека, два списка. Список мы согласовали в Минске, будем дополнять перечень установленных лиц. Будем готовить этот трек – обмен с временно оккупированными территориями. И отдельный трек – мы уже начали разговор с Российской Федерацией по обмену украинцев – всех, включая крымских татар, других украинцев, находящихся на территории России». Через несколько дней на заседании контактной группы Украина передала списки на обмен.
При этом информация на счет количества украинцев, которых хотят вернуться была разная. Тогдашний министр иностранных дел Вадим Пристайко говорил, что проведут один большой обмен и всех вернут за раз, в то время как Зеленский опасался, что придется провести несколько обменов.
Так как новая встреча «нормандской четверки» должна была состояться весной 2020 года, то и обмен пленными должны были провести до нее. Ожидания были самые оптимистичные – Украина хотела провести обмен до апреля, стороны постоянно проводили переговоры.
13 марта руководитель Офиса президента Андрей Ермак и вовсе заявил, что Украина в ближайшие месяцы вернет всех граждан, которых удерживают на территории ОРДЛО. «Несколько дней назад состоялась очередная встреча Трехсторонней контактной группы в Минске ... Главным было решение – я считаю, что это произойдет, и Украина сделает все, чтобы это произошло, – что в ближайшие месяцы мы вернем всех граждан, которые сегодня находятся и удерживаются на территории так называемых ОРДЛО», – сказал Ермак.
Но в марте началась пандемия коронавируса, которая повлияла на все, в том числе на процесс обмена пленными. Уже в конце месяца Ермак говорил, что процесс осложнен пандемией, но через две недели Украина надеется провести обмен.
Обмен действительно состоялся – 16 апреля 2020-го – но он был не таким масштабным, как все рассчитывали. Украина передала в ОРДЛО 17 осужденных за терроризм и государственную измену, а нам вернули 20 граждан. На данный момент это был последний обмен.
Обмену пленными мешает COVID-19
В начале апреля прошлого года ситуация с распространением коронавируса была еще контролируемой, но затем страны одна за другой стали объявлять локдаун. Это поставило на паузу многие процессы, в том числе политические. Лидерам пришлось отказаться от личных встреч и проводить все переговоры онлайн. Под таким предлогом не состоялась и запланированная на весну встреча «нормандской четверки».
Официальной причиной ее отмены называли пандемию, но переговоры не стали проводить, потому что не была выполнена и половина договоренностей с декабря.
В конце апреля 2020-го вице-премьер Алексей Резников сообщил, что Украина в контактной группе передала очередной список на обмен, в котором было почти 200 человек. А на пресс-конференции через месяц Владимир Зеленский заявил, что Украина будет добиваться возвращения своих граждан после завершения эпидемии COVID-19.
В начале июня Украина уже признала, что процесс обмена пленными сильно затормозился. «Движение к следующему взаимному освобождению, к сожалению, пока заторможено. И нам мешает не только эпидемия коронавируса, но и конкретное невыполнение другой стороной договоренностей Нормандского саммита в Париже о допуске представителей Международного комитета Красного Креста в места содержания заложников на временно оккупированных территориях», – говорил Ермак во время визита украинской делегации в Германию.
В июле и в августе прошлого года руководитель ОПУ говорил, что «вот-вот» будет очередной обмен удерживаемыми лицами: окончательные списки на заседаниях должна была утверждать ТКГ, но сделать это не удавалось.
Определенная конкретика появилась в конце августа. Президент Зеленский сообщил, что Украина передала ОБСЕ еще один список на обмен: «В ОБСЕ подтвердили наш список на обмен. Там около ста человек. Сейчас мы ждем с той стороны, что они предоставят свой согласованный список, и потом ОБСЕ должна определиться в нашем формате, Украина-Россия-ОБСЕ, когда может технически уже делаться обмен».
Но если Украина свои списки предоставила, то представители ОРДЛО – нет. Поэтому в октябре ни о чем конкретном договориться не удалось.
Россия заблокировала переговоры по обмену
Несмотря на безрезультатные переговоры, Украина рассчитывала провести обмен пленными до Рождества. Но процесс окончательно сорвала Россия, выдвинув новые требования. «Украинские обязательства прекратить преследование уже освобожденных лиц не выполнены. Процедуры предыдущих обменов нельзя считать завершенными», – так в ноябре заявил глава российской делегации в ТКГ Борис Грызлов.
В конце года о ситуации рассказал представитель украинской делегации в ТКГ Сергей Гармаш: по его словам, Украина четыре раза подавала списки на обмен, а другая сторона – ни разу за полгода. Более того, Россия требовала отменить постановление Верховной рады о местных выборах и утвердить «мирный план», предложенный боевиками.
Затем в России заявили, что обмена не будет, пока Украина «процессуально не очистит» 9 человек, которых раньше передала в ОРДЛО. Также постоянно нарушалась договоренность о допуске МККК в места содержания удерживаемых лиц. «Дав возможность посетить за четыре месяца четырех человек, ОРДЛО блокировали работу МККК по пленным. Из-за якобы «карантинных» ограничений их не могут посещать ни родственники, ни кто бы то ни был. Зато на нашей территории их люди посещаются в местах заключения и МККК, и даже родственниками», – рассказал Гармаш.
Попытка передать пленных через Медведчука
20 января омбудсмен Людмила Денисова сообщила, что боевики ОРДЛО готовы через «посредника» передать Украине 9 человек. Как оказалось, этим посредником должен был стать депутат от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Виктор Медведчук, который до 2018 года в составе контактной группы занимался обменом пленных.
Если Денисова приветствовала такой шаг, то в контактной группе увидели в этом попытку уклониться от выполнения договоренностей на высшем государственном уровне. «Все переговоры и процедуры по возвращению удерживаемых российской стороной конфликта граждан Украины осуществляют уполномоченные государственные органы Украины в рамках политических соглашений, принятых в Нормандском формате», – заявил представитель Украины Леонид Кравчук. Украинские спецслужбы, в свою, очередь, заинтересовались лицами, которых собирались передать через Медведчука.
Но и этот обмен не состоялся: по словам Кравчука, самолет с пленными не вылетел. Причем маршрут его планировался странно. «Это же не просто путешествие на лошадях – это очень далеко, причем межгосударственная дорога. Сначала они летят из Донецка в Ростов-на-Дону, затем из Ростова-на-Дону в Минск, а потом из Минска в Украину», – рассказал Кравчук.
Вице-премьер Алексей Резников считает, что этот обмен мог быть провокацией. «Россияне сделали такой трюк: они сказали, что тех девять, а затем четыре человека, о которых они декларативно проговорили, – они будут отдавать якобы Украине вне Минского и Нормандского форматов. Они сказали, что отдадут тому человеку, который свято верит в минские соглашения и назвали фамилию этого народного депутата. Но было акцентировано, что это идет вне Минского и Нормандского формата. Это была провокация», – заявил он.
Официально: переговоры по обмену пленными заблокированы
В феврале Денисова признала, что переговоры по обмену пленными практически заморожены. Причем по ее ощущениям, этот вопрос невозможно решить ни на уровне омбудсменов, ни на уровне ТКГ – все зависит от российского президента Владимира Путина.
В апреле и Андрей Ермак заявил, что переговоры заблокированы. Накануне Пасхи Украина была готова передать ОРДЛО пять человек, но с другой стороны ответа не последовало. В то же время в апреле представители «ДНР» и «ЛНР», наконец, подали свои списки на обмен.
Но этот шаг по сути ничего не значит. В контактной группе новую дату обмена не могут назвать даже приблизительно, поскольку Россия связывает обмен пленными с политическими уступками.
По состоянию на июнь 2021-го прогресса в этом вопросе нет. По словам Денисовой, в списке Украины для обмена пленными с ОРДЛО 285 человек. Но на заседаниях контактной группы эту тему поднимает только Украина, Россия уклоняется от разговора.
Напомним, ранее «Слово и дело» разобралось, почему Украина хочет перенести переговоры ТКГ из Минска, и какая страна может стать новой площадкой.
Александра Худякова, специально для «Слово и дело»
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.