Спасти пленного Сущенко: какой сигнал дает Украине Кремль?

Александр Радчукполитолог

Незаконное задержание украинского журналиста Романа Сущенко спецслужбами России пришлось на период новой стагнации в процессе Минских переговоров. Кремль беззастенчиво использует террористические методы достижения собственных политических целей. Зато Украина в очередной раз демонстрирует слабость своих позиций относительно как внешнеполитического вектора, так и защиты прав своих граждан.

О задержании украинского журналиста, который по своим делам приехал в Москву, в Украине узнали благодаря информации одной правозащитной организации только 2 октября. В свою очередь, ФСБ РФ задержала журналиста еще 30 сентября по подозрению в шпионаже. Лефортовский суд Москвы 1 октября арестовал Сущенко на 2 месяца, тогда как полный текст обвинения будет обнародован лишь на днях.

Россия в очередной раз нарушила все возможные нормы международного права, задержанный не получил возможности даже сообщить о своем аресте украинскому консулу. В украинском медийном поле уже началась громкая кампания по продвижению версий и предположений относительно возможных последствий «дела Сущенко».

Повторение истории с Савченко?

Эксперты уже находят определенные параллели с незаконным задержанием украинской летчицы Надежды Савченко, которое произошло еще весной 2014 года. Расследование и судебный процесс по этому делу длились почти 2 года, за это время фамилия Савченко в Украине стала символом несокрушимости и мужества. Весь мир пристально следил за состоянием здоровья украинского летчицы, за ее публичными выступлениями. В итоге ни политический статус Савченко, ни огромное давление со стороны мирового сообщества не стали основными компонентами для ее освобождения. Кремль продемонстрировал стойкость собственных идеологических постулатов «гибридной» войны.

Сейчас дело с задержанием журналиста Сущенко имеет все признаки стать новым вызовом для международного сообщества. Кроме того, в фактическом плену России находится ряд задержанных украинцев, обвиняемых в терроризме и антигосударственной политике. Именно этот фактор будет использован в переговорной позиции Кремля с целью давления на украинскую сторону.

Ставка на медийность

Украинский консул и адвокаты уже несколько дней не могут попасть к Роману Сущенко. Министерство иностранных дел Украины направило ноту протеста российской стороне. Более того, МИД вызвал консула России в Украине в связи с препятствованием допуска украинских дипломатов к задержанному, однако российский консул проигнорировал приглашение украинской стороны.

В Главном управлении разведки заявление ФСБ России о том, что журналист «Укринформа» является разведчиком, опровергли и назвали фейком.

Тем не менее, в отечественных политических кругах уже активно распространяется месседж о том, что задержание Сущенко является не политическим актом со стороны РФ, а действительно серьезным вызовом для украинской дипломатии по задержанию очередного «шпиона». Власти России всеми возможными методами пытаются доказать влиятельным мировым игрокам тезис о несостоятельности решать важные вопросы прямым путем дипломатических отношений с Украиной.

Главный пропагандистский месседж Москвы в подозрениях Сущенко по его возможной шпионской деятельности основывается на том, что он почти не печатался в последнее время: якобы на сайте «Укринформа» собственный корреспондент Сущенко, аккредитованный в ЕС, за весь 2016 год разместил только 2 публикации.

Ответ украинской власти

Действия украинской стороны вполне соответствовали общепринятым нормам дипломатического мира, которыми обычно пользуются для решения подобного рода конфликтов.

Президент дал поручение дипломатам принять все меры для скорейшего освобождения украинского журналиста и других взятых в заложники властью РФ украинских граждан.

Но самой масштабной реакцией на задержание Сущенко стало заявление спикера парламента Андрей Парубия, который сообщил о намерении Верховной Рады отменить безвизовый режим с Россией. Данная идея не нашла отклика среди пропрезидентской фракции БПП, а голосование по этому вопросу в сессионном зале так и не состоялось, хотя соответствующий проект постановления №4030 был внесен в повестку дня парламента.

Из всех парламентских фракций за визовый режим с Россией принципиально отказались голосовать только две – «Оппозиционный блок» и уже упомянутый БПП. Возможность голосования за введение визового режима с Россией после 2 лет фактической военной агрессии на Донбассе и аннексии Крыма выглядела как очередной пиар-трюк отдельных политических игроков с целью повысить свои рейтинги.

Кроме того, визы никак не влияют на права гостей страны. Любые права иностранцев защищаются или нарушаются не из-за наличия или отсутствия визы, а правовыми реалиями тех стран, в которых находится иностранный гражданин.

Что дальше?

Несомненно, украинское общество ожидает очередная громкая история об освобождении нашего соотечественника из фактического плена спецслужб России. Надеяться на быстрое и законное решение со стороны российской Фемиды, как показывает практика последних лет, бесполезно.

Единственный шанс спасти пленного Сущенко – наладить переговорный процесс о возможном обмене на задержанных украинской стороной в как можно более короткие сроки. Иначе политизация образа задержанного украинского журналиста начнет быстро набирать обороты, что только будет побуждать Россию повышать ставки в игре.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО