В Балтийском море за полтора года произошло пять случаев повреждения морских кабелей, в том числе одного российского. Расследования показали, что часть инцидентов произошла из-за непреднамеренных действий экипажей судов. Американские и европейские разведывательные службы также рассказали Washington Post, что доказательств диверсий со стороны россии обнаружено не было. Тем не менее, НАТО запустило новую миссию – «Балтийский часовой» – для защиты критической инфраструктуры в Балтийском регионе.
Что известно о повреждениях кабелей в Балтийском море, напоминает «Слово и дело».
В октябре 2023 года между Эстонией и Финляндией было обнаружено повреждение газопровода Balticconnector, а также двух кабелей связи. Под подозрение тогда попало китайское судно NewNew Polar Bear (под флагом Гонконга), которое следовало по маршруту из Калининграда в Санкт-Петербург.
За несколько метров от места повреждения следователи нашли якорь и следы того, что его волокли по дну Балтийского моря пару сотен километров.
В августе 2024 года из СМИ стало известно, что власти Китая признали, что грузовое судно их компании повредило газопровод и кабель, но не намеренно, а в результате «несчастного случая». Утверждалось, что из-за сильного шторма якорь корабля сорвался, протащился по морскому дну и случайно повредил газопровод и кабель.
В ноябре 2024-го еще одно китайское судно – Yi Peng 3 – стало причиной повреждения кабелей связи в Балтийском море, один из которых соединяет Финляндию и Германию, а другой – Швецию и Литву.
За несколько дней до инцидента судно вышло из российского порта Усть-Луга, загруженное российскими удобрениями. Подозревают, что судно могло умышленно тянуть якорь по дну моря, чтобы повредить кабели.
25 и 27 декабря произошло еще два инцидента в Балтийском море. 25 декабря на дне Финского залива были оборваны силовой кабель Estlink 2, который соединяет Финляндию с Эстонией, и четыре кабеля связи. А 27 декабря повреждение получил уже российский подводный кабель «Ростелекома» (заявленная причина – «внешнее воздействие»).
По подозрению в повреждении подводного электрического кабеля Estlink 2 власти Финляндии задержали нефтяной танкер Eagle S под флагом Островов Кука, который является частью российского теневого флота. Танкер перевозил нефть из россии в Египет и во время повреждения кабеля был замечен в Финском заливе. На морском дне был обнаружен след от якоря, оставленный, предположительно, этим судном.
Танкер был арестован и находится на якорной стоянке в территориальных водах Финляндии.
26 января в экономических водах Швеции был поврежден подводный кабель связи Латвийского государственного центра радио и телевидения. Рядом с местом поврежден обнаружили сухогруз Vezhen, который ходит под мальтийским флагом и эксплуатируется болгарской компанией Navibulgar. За несколько дней до обрыва кабеля корабль вышел из российского порта Усть-Луг.
В компании заявили, что якорь, повредивший кабель, упал из-за сложных погодных условий. Судно задержали, но позже и прокуратура Швеции решила, что о диверсии в данном случае речь не идет: повреждение кабеля сухогрузом произошло из-за сочетания плохой погоды, недостатков оборудования судна и навыков мореплавания у членов экипажа.
Напомним, в Европе, особенно в странах Балтийского региона, с начала полномасштабной войны регулярно возникают проблемы с GPS-навигацией. Есть подозрения, что за этими гибридными атаками стоит россия. Подробнее о проблеме – в материале «Слово и дело».
На инфографике – диверсии в Европе с российским следом.
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»