Несмотря на введенные против российской нефти и российских судов санкции, россия продолжает активную морскую торговлю нефтью. Это стало возможным благодаря индийским сертификатам, компании в ОАЭ и флагу Либерии, которыми пользуются российские танкеры.
Об этом сообщает информационное агентство Reuters, также об этом пишет российское оппозиционное издание Медуза.
Так, по данным агентства, Индия предоставляет сертификат безопасности для нефтеналивных судов российской компании Совкомфлот, которая находится под западными санкциями. Это позволяет компании торговать нефтью, перевозя ее морским путем. Индийский регистратор судоходства - IRClass - это одна из основных классификационных компаний мира. Ее сертификат позволяет оформить страховое покрытие на танкер, что позволяет Совкомфлоту доставлять нефть на зарубежные рынки. В последнее время индийский регистратор сертифицировал более 80 судов, которые находятся под управлением компании SCF Management Services (Dubai) Ltd. На сайте подсанкционного Совкомфлота эта компания указана, как дочерняя; а источник издания подтвердил, что большая часть судов российской компании перерегистрирована на дубайскую фирму.
Сейчас, когда из-за вторжения россии в Украину и санкций западные регистраторы перестали предоставлять российским судам свои услуги, индийский регистратор, который является одним из 11 членов Международной ассоциации классификационных обществ (IACS), выходит на первый план. Ассоциация охватывает своими сертификатами 90% мирового тоннажа.
При этом индийский представитель IRClass заявил, что компания якобы отказывает в сертификации судам, которые находятся под российским флагом или управляются российскими компаниями. При этом ситуацию с дубайской фирмой Совкомфлота в IRClass наотрез отказываются комментировать.
В то же время российское оппозиционное издание пишет, что ниточки еще одного механизма по обходу санкций идут на Кипр, где существует еще одна дочерняя фирма Совкомфлота, а также в Либерию, под чьим флагом ходят подсанкционные танкеры российской компании. Издание ссылается на данные международной платформы OCCRP, согласно которым, как минимум 18 танкеров Совкомфлота продолжают совершать рейсы под флагом Либерии, с выключенными трекерами и измененными названиями. Каждое такое судно в среднем перевозит за рейс нефти на 240 млн долларов. При этом OCCRP отследила минимум пять танкеров - они либо возвращались из рейсов, либо пребывали в портах Италии, Дании и Нидерландов уже после того, как санкции вступили в силу. Кто приобретал нефть из танков этих судов - пока что не выяснено.
В OCCRP отмечают, что в текущей ситуации практически невозможно отследить право владения судном - особенно если компания изменила название судна, а танкеры отключают трекеры, находясь в портах некоторых стран. К тому же, либерийский флаг прекрасно позволяет скрыть происхождение танкера, так как под ним плавает огромное количество торговых судов.
Ранее уже отмечалось, что танкеры с российской нефтью все чаще двигаются с выключенными трекерами, поскольку санкции против экспорта страны-агрессора усиливаются. Эта тактика связана с тем, что многие оптовые покупатели энергоносителя намерены это скрывать.
Напомним, что Евросоюз запретит страховать танкеры с российской нефтью. Считается, что этот шаг может подорвать экономические позиции россии сильнее европейского эмбарго на нефть.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»