Национальный банк Украины отменил ограничения на установление курса, по которому банки продают наличную валюту, а также на курс, по которому списывают со счетов клиентов средства в гривне, если они рассчитываются гривневыми картами за рубежом. Ранее курсы по соответствующим операциям не должны были отклоняться от официального более чем на 10%. «Слово и дело» вместе с экономистами разбиралось, что дальше будет происходить на рынках и повторятся ли проблемы 2014-2015 годов.
Нововведения от НБУ: как обосновывают ограничения
С 21 мая Нацбанк упразднил ограничения на установление курса, по которому уполномоченные учреждения могут продавать наличную иностранную валюту клиентам.
Также ограничения отменили на установление курса, по которому банки списывают со счетов клиентов средства в гривне, если клиенты рассчитываются гривневыми картами за границей.
Как объясняют в регуляторе, снятие ограничений должно улучшить условия работы легальных субъектов рынка.
«Это будет способствовать усилению конкуренции, повышению ликвидности легального сегмента и уменьшению объема нелегальных операций. Все это сделает валютный рынок более устойчивым и будет способствовать снижению амплитуды курсовых колебаний в наличном сегменте», – отметил заместитель председателя НБУ Юрий Гелетий.
В то же время неизменными остаются ограничения на установление курса банками в безналичном сегменте валютного рынка. То есть, банки и дальше должны проводить операции по купле-продаже безналичной валюты по курсу в диапазоне от официального курса (29,25 грн/долл) до официального курса +1% (29.54 грн/долл).
В НБУ подчеркнули, что большинство сделок на валютном рынке осуществляется именно в безналичном сегменте, где, в частности, продают и покупают безналичную валюту экспортеры и импортеры.
«Таким образом импортеры могут закупать валюту по курсу, близкому к курсу продажи валюты экспортерами. В случае возникновения дефицита валюты на рынке, НБУ закрывает его продажей валюты из международных резервов», – пояснили в регуляторе.
Кроме того, Национальный банк временно снизил ежемесячный лимит на снятие за рубежом наличных с гривневых счетов, открытых в украинских банках – до 50 тыс. грн в эквиваленте (ранее было до 100 тыс. грн).
«Это позволит снизить риски непродуктивного оттока капитала, уменьшить возможности для спекуляций и обхода валютных ограничений, а значит – защитить международные резервы Украины», – считают в НБУ.
В то же время граждане и дальше смогут снимать за границей наличные с валютных счетов, открытых в украинских банках, в пределах ежедневного лимита в 100 тыс. грн.
Также для банков установили еще несколько ограничений:
- запретили переводить средства для предоставления кредитов нерезидентам (кроме финансовых учреждений);
- запретили предоставлять кредиты юридическим лицам в национальной валюте для погашения кредитов в иностранной валюте;
- запретили изменять валюту выполнения кредитных договоров, заключенных с юридическими лицами (кроме банков), из иностранной валюты на гривну.
Это должно минимизировать непроизводительный отток капитала и сохранить золотовалютные резервы на достаточных уровнях.
Замедлится ли рост курса? В НБУ считают, что да
Замглавы Нацбанка Сергей Николайчук считает, что межбанковская конкуренция будет способствовать замедлению роста курса инвалюты после отмены НБУ ограничения курса на продажу валюты.
«Банки не будут обязательно продавать по 37 грн/долл. Конкуренцию на этом рынке никто не отменял. Если условно, Приват будет продавать по 37 грн/долл, а другой банк – по 35 грн/долл, можно даже дистанционно открыть карту в этом другом банке, перевести на нее средства, забросить ее в телефон и пользоваться», – отметил он.
Николайчук также опроверг информацию о том, что банки покупают у экспортеров валюту по 29,25 грн/долл. По его словам, экспортеры продают ее по межбанковскому курсу, который находится ближе к верхней границе.
Какими могут быть последствия от нововведений НБУ – мнения экспертов
Экономический эксперт Александр Хмелевский считает, что уже в первый день войны Национальный банк приостановил работу валютного рынка. Курс гривны к доллару зафиксирован на уровне 29,25 грн за доллар, а коммерческие банки не имели права покупать валюту ниже официального курса и продавать дороже +10%, то есть 32,18 грн за доллар.
«Банкам было запрещено продавать наличную валюту физическим лицам. Кроме того, был введен целый ряд ограничений на операции с валютой. Такие меры Нацбанка существенно сдержали девальвацию гривны, сохранили валютные резервы и ограничили отток валюты за границу», – отметил эксперт в разговоре со «Слово и дело».
Тем не менее, 14 апреля Нацбанк разрешил коммерческим банкам продавать валюту физическим лицам, однако продолжали действовать ограничения по курсу, отметил Хмелевский.
«Нацбанк отменил запрет на продажу наличной валюты, поскольку за время действия запрета банки купили немалые объемы налички и не имели возможности ее использовать. Отмена запрета разгрузила кассы банков от лишних наличных денег и позволила банкам более эффективно использовать средства», – объяснил эксперт.
Однако пункты обмена валют покупали и продавали наличную валюту по курсам, которые значительно отличались от тех границ, которые установил Нацбанк.
«В этих условиях банки выглядели неконкурентоспособными по сравнению с обменниками. Однако вместо того, чтобы навести порядок в работе обменников, Нацбанк отменил с 21 мая ограничение курса продажи наличной валюты коммерческими банками», – рассказал Александр Хмелевский.
По его словам, наблюдавшийся в последние дни рост курса в обменных пунктах собственно и объясняется тем, что в обменных пунктах ожидали такого решения Нацбанка.
«К сожалению,** такие действия Нацбанка будут иметь негативные последствия для экономики**. Ведь теперь у нас будет два курса – один для предприятий, другой для физических лиц, причем разница между ними уже достигает 15%. Такая разница открывает простор для разных теневых схем и формирования черного рынка иностранной валюты», – считает эксперт.
К тому же, по его словам, это приведет к девальвации гривни и росту цен на товары. Рассчитывая цены на импортную продукцию, магазины теперь будут закладывать не официальный, а наличный курс. В конце концов Нацбанк будет вынужден отпустить валютный курс и для безналичных операций, считает Хмелевский.
«Либерализация валютного рынка в условиях войны крайне опасна. Ведь сейчас с целью покрытия дефицита Госбюджета Нацбанк вступает в денежную эмиссию. Иного выхода у нас нет. Поэтому отмена валютных ограничений приведет к конвертации денежной эмиссии в валюту и ее выводу за границу. Это мы уже наблюдали в 2014-15 годах, в результате чего гривна обесценилась в три раза», – подчеркнул эксперт.
Он предполагает, что подобная ситуация может повториться и сейчас. Кроме того, такая девальвация будет сопровождаться очередным «банкопадом», ведь в условиях значительной девальвации капитал банков обесценивается, а переоценка кредитного портфеля в иностранной валюте растет.
В то же время, финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив подчеркнул, что валютные ограничения никогда не вводят от «хорошей жизни», это всегда вынужденный шаг.
«Нацбанк вынужден продавать валюту, чтобы удовлетворить частично спрос на нее. С 24 февраля чистая продажа была 5 млрд долларов», – отметил он в комментарии «Слово и дело».
По словам Демкива, в результате изменений украинцы, находящиеся за границей, смогут рассчитываться гривневыми картами по менее выгодному курсу, который становится ближе к наличному курсу.
«Это существенно уменьшит «карточный туризм» – когда люди снимали наличные деньги за границей и привозили их в Украину, чтобы заработать на разнице курсов», – пояснил аналитик.
В то же время Демкив считает, тот факт, что официальный курс остается неизменным, является положительным для импортеров (критический импорт). Но для экспортеров и, в частности, многих работников ИТ такая ситуация не на руку, ведь они могут продать полученную ими валюту по курсу, который на несколько гривен ниже «уличного», отметил финансовый аналитик.
Напомним, Национальный банк Украины вернется в свободный обменный курс доллара после того, как будут выполняться три экономических предпосылки.
Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»