Почему официально комментировать внешнюю политику могут только трое должностных лиц – мнение юриста

Читати українською
Что предусматривает указ Зеленского о комментировании внешней политики и для чего нужны такие изменения, читайте в материале.
Слово и дело

Владимир Зеленский подписал указ, устанавливающий, что с официальными заявлениями и комментариями по внешней политике могут выступать только президент, премьер-министр и глава Министерства иностранных дел. «Слово и дело» пообщалось с юристом и попыталось разобраться подробнее, что предусматривает указ, зачем нужны такие изменения и почему глава государства принял такое решение именно сейчас.

Что предполагает указ

22 декабря Владимир Зеленский заявил, что с официальными заявлениями и комментариями по внешней политике могут выступать только несколько человек. Это сделано с целью обеспечения единства внешнеполитического курса государства и усиления координации деятельности государственных органов в сфере внешних отношений, надлежащего выполнения международных договоров Украины.

Соответствующий указ №671/2021 президент подписал 22 декабря. Он координирует внешнеполитическую деятельность страны.

Указ фактически разъясняет 106 статью Конституции Украины, в частности, 3 пункт первой части: «Президент Украины представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины».

Какие обязанности возложены на МИД, согласно указу:

  • предоставление официальных разъяснений о внешнеполитическом курсе Украины;
  • обеспечение координации деятельности государственных органов в области внешних отношений;
  • осуществление общего надзора за исполнением международных договоров Украины;
  • предоставление методической, консультационной, информационной помощи государственным органам по соответствующим вопросам;
  • внесение в установленном порядке на рассмотрение президента Украины, Кабмина предложений по усовершенствованию деятельности госорганов в указанной сфере.

Также указ утверждает обязательное включение в состав участников международных переговоров в Украине:

  • премьер-министра Украины – первого заместителя или заместителя главы МИД;
  • первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины – руководителя соответствующего структурного подразделения аппарата МИД;
  • министра иностранных дел Украины, руководителя другого центрального органа исполнительной власти, государственного органа – представителя МИД, занимающего должность дипломатического советника в соответствующем органе или определенного по решению министра иностранных дел;
  • должностных лиц министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных органов с председателями, представительств международных организаций представителя МИД, занимающего должность дипломатического советника в соответствующем органе или определенного по решению МИД.

Также в указе говорится, что государственные органы должны направлять Министерству иностранных дел письменные запросы о подготовке зарубежных визитов своих руководителей, а также визитов иностранных официальных делегаций в Украину.

В то же время есть случаи, когда чиновники все же могут выступать с заявлениями о реализации государственной политики или международных инициатив – после поручения президента, премьера или министра иностранных дел.

Для чего нужен такой указ – мнение юриста

Адвокат Геннадий Дубов в комментарии «Слово и дело», пояснил, что соответствующий указ был утвержден для развития положения Конституции, разъяснения, что имеется в виду.

По словам юриста, во многих министерствах есть заместители министров по вопросам европейской интеграции, равно как и соответствующие подразделения в других государственных органах.

«Можно предположить, что такого плана должностные лица не имели привычки согласовывать свои действия, заявления и инициативы с Министерством иностранных дел, что на самом деле не очень хорошо, потому что если мы ведем общую внешнюю политику, то логично, чтобы во всех сферах она как-то координировалась и не было так, чтобы каждый тянул в свою сторону», – отметил он.

Также Дубов подчеркнул, что на уровне местного самоуправления и городских советов часто звучат заявления, которые носят внешнеполитический характер. Например, недавно Львовский городской совет вслед за Ровненским предложил переименовать Россию в Московию.

«То есть, вместо того, чтобы заниматься надлежащими им вопросами, они начинают быть большими «геополитиками» и осуществлять заявления фактически от имени Украины. Это неправильно с точки зрения общего механизма функционирования государства. Государство должно работать как единая слаженная система, а когда у нас у каждого чиновника будет какая-то своя позиция по международным вопросам, это будет, мягко говоря, неправильно», – подчеркнул эксперт.

По словам Дубова,за рубежом подобные заявления воспринимаются как официальная позиция Украины, даже когда их делает условный глава фракции или замминистра.

Юрист отметил, указ важен в том плане, что если госслужащие будут продолжать, по мнению МИД и Офиса президента делать то, что расходится с общей линией, он может быть основанием для наложения мер по дисциплинарной ответственности в отношении должностных лиц.

В целом, по мнению Дубова, указ – это просто разъяснение очевидных вещей для чиновника.

Напомним, ранее министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба подвел итоги деятельности дипломатии в течение 2021 года и назвал самые важные события.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: