На территории Запорожской области есть всего два перехода через Днепр, оба ‒ в Запорожье. Так что строительство нового моста-автомагистрали вполне логичное и нужное решение. Однако возведение мостов, как показывает практика, длинный и дорогостоящий инфраструктурный проект. В начале декабря министр инфраструктуры сообщил, что строительство «выходит на финишную прямую». «Слово и дело» попыталось разобраться, почему затягивается строительство запорожского моста, кто за что отвечает и когда прогнозируется конец работ.
Короткая предыстория
Мостовой переход в Запорожье должен соединить левый и правый берега Днепра через остров Хортица. На территории области есть всего два переезда через реку – плотина ДнепроГЭС и мосты Преображенского. Ближайшая альтернативная переправа – Южный мост в Днепре.
В 2003 году Кабинет министров утвердил технико-экономическое обоснование проекта мостового перехода. Согласно этому документу, длина автомагистрали должна была составить 9,1 км, из которых 660 м составляла бы протяженность моста через Днепр (между левым берегом и Хортицей) и 260 м – через Старый Днепр (между Хортицей и правым берегом).
В период с 2003 по 2013 год из Государственного бюджета на сооружение моста выделили 2,4 млрд грн. В то же время, в 2010 году стоимость строительства оценивалась в 5,3 млрд грн, а завершение проекта прогнозировалось на 2013 год.
В 2011 году по предложению Запорожского городского совета Кабинет министров передал мост из коммунальной в государственную собственность с отнесением к сфере управления Укравтодора.
В 2014 году строительство моста заморозили из-за отсутствия финансирования. В тот момент было возведено 118 метров конструкции (без основания под дорожное покрытие). В 2015 году стоимость проекта оценивалась в 6,6 млрд грн.
Однако уже в 2016 году реализация проекта возобновилась: строительство нового моста в Запорожье было профинансировано на 250 млн грн. Впоследствии его снова замораживали и возобновляли.
В 2019 году на строительство моста закладывали 750,6 млн грн, однако из годового отчета о выполнении Государственного бюджета стало известно, что средства так и не направили.
Эпоха «Большого строительства»
В 2020 году возведение моста разморозили в рамках «Большого строительства».
На сайте проекта указано, что запорожский мост — это магистраль непрерывного движения протяженностью более 9 км, которая состоит из 6 транспортных развязок, в составе которых 27 искусственных сооружений, в частности, два внеклассных моста с отдельными сооружениями под каждое направление движения.
Так выглядит проект мостового перехода.
За время строительства запорожского моста сменились 3 генеральных подрядчика. Первоначально аукцион должен был состояться 31 января 2020 года. Однако торги перенесли на 24 февраля из-за жалоб участников. После проведения этапа квалификации его еще раз перенесли на более раннюю дату – 4 февраля.
В целом о желании достроить запорожский мост заявили 6 компаний из трех стран – Турции, Китая и Украины. Однако к аукциону допустили только две – обе из Турции.
В конце концов, в феврале 2020 года победителем тендера на строительство объекта стала турецкая компания Onur Taahhut Tasimacilik İnsaat Ticaret Ve Sanayi Anonim Sirketi.
Стоимость контракта ‒ 11,9 млрд грн, хотя ожидаемая сумма составляла 12,3 млрд грн.
10 апреля 2020 года Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины разрешила начало строительных работ.
Также над реализацией проекта сейчас работают несколько субподрядчиков:
- MEGA YAPI Insaat ve Ticaret Limited Sirketi (занимается надстроечными мостовыми работами);
- частное акционерное общество «Альпсервис» (работы по антикоррозионной защите конструкций и исполнению ремонтных решений конструкций);
- ООО «Электроресурс» (временное электроснабжение строительных площадок).
По контракту, на завершение строительства заложен срок ‒ 4 года. В то же время, в Укравтодоре неоднократно заявляли, что «ставят перед собой амбициозную цель» – завершить строительство за два года, а приоритетным заданием на 2021 год является открытие движения одним из проездов вантового моста.
К слову, президент Владимир Зеленский пообещал, что «мост-долгострой» в Запорожье закончат до мая 2022 года.
В течение 2020 года на сайте «Большого строительства» часто появлялись новости, что мост строят круглосуточно и в целом работа «идет полным ходом».
В конце 2020 года открыли автомобильное движение одной полосой на балковом мосту (постройка №5), ведущей из Хортицкого района к острову Хортица, через реку Старый Днепр.
Укравтодор тогда опубликовал результаты испытаний первой части запорожского моста. На первом этапе по проезжей части проехались 6 грузовиков весом по 36 тонн каждый. Они останавливались в контрольных точках, в которых производились замеры.
Показатели проседания сооружения №5 были в норме, сообщил тогдашний руководитель Государственного агентства автомобильных дорог Александр Кубраков.
«Просадка под нагрузкой состоялась чисто в пределах государственных строительных норм. Несовпадение не превышает ошибки измерения. Успешные испытания разрешают уже в декабре открыть первый проезд на мосту из Бабурки на Хортицу», — прокомментировал результаты испытаний Кубраков.
В феврале 2021 года крупнейший плавучий кран Европы Lifting LK-800 («Захарий») начал работы по строительству мостовых переходов в Запорожье через Днепр и Старый Днепр.
В конце июля 2021 года в Министерстве инфраструктуры сообщили, что мостостроители соединили остров Хортица с левым берегом Запорожья, закрепив последнюю секцию пролетной конструкции вантового моста через Днепр.
По словам главы ведомства, все работы на мосту, включая укладку автомагистрали, должны будут завершены до конца 2021 года.
В начале декабря 2021 года на сооружении №10 автотранспортной магистрали через Днепр завершили монтаж всех 48 вантовых канатов. Последний, как и предыдущие три, самые длинные. После окончания строительства вантовый мост станет восьмым по высоте в Европе и первым в Украине.
«Завершение работ на верхней части вантового моста позволит открыть движение транспорта от Хортицкого района через остров к Прибрежной магистрали. Открытие первого проезда по балковому мосту уже частично разгрузило трафик в городе. Однако полноценный результат жители города ощутят уже в конце декабря», – заверил министр инфраструктуры Александр Кубраков.
Аналогичный прогноз был озвучен и в Службе автомобильных дорог.
Также в декабре 2021 года Служба автомобильных дорог Украины представила проект архитектурного украшения пилона, ванта и других элементов моста современной и яркой LED-подсветкой в национальном стиле. Проект должен быть реализован после завершения всех строительных работ.
Какие работы ведутся на мосту сейчас, можно посмотреть через онлайн-камеру.
Кроме того, 20 декабря должен начаться аукцион на проведение испытаний и обследование новых мостовых переходов через Днепр. Заказчиком выступает Служба автомобильных дорог в Запорожской области. Ожидаемая стоимость – 17,5 млн грн.
В Украине в следующем году на инфраструктурные проекты должны выделить 141,8 млрд гривен. Замминистра финансов Александр Кава уточнил, что эти средства будут направлены на реконструкцию, строительство и содержание дорог государственного и местного значения, а также на модернизацию железной дороги, аэропортов и речного транспорта.
Также в следующем году продолжат строительство и реконструкцию мостов, в частности средства выделены и на запорожский мост.
Напомним, ранее мы писали, почему затягивается строительство Международного аэропорта «Днепр».
Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»