Новый расчет и постепенное увеличение: как Рада хочет изменить прожиточный минимум

Читати українською
Что предусматривает новый законопроект и на сколько возрастет прожиточный минимум, читайте в материале Слово и дело.
Прожиточный минимумСлово и дело

Верховная рада на пленарном заседании в среду, 2 июня, приняла за основу проект закона №3515 о новом расчете прожиточного минимума и создании предпосылок для его повышения. «Слово и дело» разобралось, что предусматривает новый законопроект и на сколько возрастет прожиточный минимум.

Как законодательно хотят изменить прожиточный минимум

По структуре законопроект имеет четыре части:

  • первая ‒ это отвязка прожиточного минимума;
  • вторая ‒ методология;
  • третья ‒ каким образом будут определяться заработные платы, если отвязать прожиточный минимум;
  • четвертая ‒ это трансформация.

Председатель комитета ВР по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов, нардеп Галина Третьякова, представляя законопроект в парламенте отметила, что прожиточный минимум сейчас в 1,9-2,2 раза меньше того, какой должен быть в Украине.

Кроме того, прожиточный минимум в 15 законах привязан к заработным платам, что затрудняет его повышение.

«Почему важно сегодня отвязать прожиточный минимум от заработных плат? Потому что когда Рада и бюджет хотят поднять прожиточный минимум, одновременно поднимаются и заработные платы», ‒ пояснила депутат.

В то же время экономист Борис Кушнирук отмечает, что прожиточный минимум надо отсоединить от всех штрафов и нормативов, то есть оставить исключительно те пункты, которые касаются социальной политики.

«Очевидно, что действующий прожиточный минимум не имеет никакого отношения к экономическим реалиям, а скорее привязан к возможностям государственного бюджета. Просто взять и сказать, что мы за один год поднимем прожиточный минимум до реальных расчетов ‒ это несерьезно. Поднятие прожиточного минимума требует упорной работы в течение нескольких лет», ‒ отметил эксперт.

Как изменится определение прожиточного минимума

Авторы законопроекта предлагают определить прожиточный минимум как приемлемый уровень затрат, который позволяет поддерживать достаточный уровень жизни человека, присущий обществу.

Размер прожиточного минимума будут определять в процентном соотношении к среднемесячной зарплате в Украине за год, предшествующий году формирования бюджета на следующий год, с учетом прогнозного уровня инфляции текущего года.

Процентное соотношение размера прожиточного минимума к среднемесячной заработной плате должно составлять не менее:

  • в 2021 году ‒ 40%;
  • в 2022 году ‒ 41%;
  • в 2023 году ‒ 42%;
  • в 2024 году ‒ 43%;
  • в 2025 году ‒ 44%;
  • в 2026 году ‒ 45%;
  • в 2027 году ‒ 46%;
  • в 2028 году ‒ 47%;
  • в 2029 году ‒ 48%;
  • в 2030 году ‒ 49%;
  • в 2031 году ‒ 50%.

Будут ли пересматривать размер прожиточного минимума

Если фактический размер прожиточного минимума в течение трех месяцев превышает более чем на 10% размер утвержденного прожиточного минимума, правительство на основе мониторинга выполнения Государственного бюджета должно рассмотреть вопрос о повышении размера прожиточного минимума.

Какие еще изменения предусматривает проект закона №3515

Кроме того, к 2025 году правительство должно создать орган исполнительной власти, деятельность которого будет направлена на систематическое исследование расходов домохозяйств. Также Кабмину поручат утвердить методологию формирования прожиточного минимума, расчет которого будет базироваться на фактических затратах домохозяйств.

Для определения штрафов и денежных взысканий за административные, уголовные и другие нарушения предполагается применять расчетную единицу, что утверждается законом о Государственном бюджете на соответствующий год.

Какой прожиточный минимум в Украине сегодня

С 1 декабря в Украине установили новый прожиточный минимум:

  • общий показатель ‒ 2 189 грн;
  • детям до 6 лет ‒ 1 921 грн;
  • детям в возрасте от 6 до 18 лет ‒ 2 395 грн;
  • трудоспособным лицам ‒ 2 270 грн;
  • лицам, утратившим трудоспособность ‒ 1 769 грн.

Однако с 1 июля и 1 декабря текущего года эти цифры снова изменятся:

  • общий показатель ‒ с 1 июля ‒ 2294 грн, с 1 декабря ‒ 2393 грн;
  • дети до 6 лет ‒ с 1 июля - 2 013 грн, с 1 декабря - 2 100 грн;
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет ‒ с 1 июля ‒ 2 510 грн, с 1 декабря ‒ 2 618 грн;
  • трудоспособные лица ‒ с 1 июля - 2379 грн, с 1 декабря ‒ 2481 грн;
  • лица, утратившие трудоспособность ‒ с 1 июля ‒ 1 854 грн, с 1 декабря ‒ 1 934 грн.

Для чего нужен прожиточный минимум

Пока прожиточный минимум определяется как стоимостная величина, достаточная для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.

Борис Кушнирук отмечает, что в государстве должен быть инструмент для экономической политики в виде реального прожиточного минимума. Он дает понимание того, кому стоит помогать, например семьям, чей доход в совокупности является меньше прожиточного минимума.

Государство должно определить реальный прожиточный минимум ‒ эксперт

«Прежде всего государство должно определить реальный прожиточный минимум и он никоим образом не сопоставим с минимальной зарплатой. Этот показатель требует детального подсчета. Надо понимать, что прожиточный минимум ежегодно меняется в зависимости от вызовов времени, в котором мы живем. Есть обычный набор товаров и услуг, которые определяют оптимальными для существования человека, но и он каждый год меняется, поэтому каждые два-три года нужно делать перерасчет», ‒ отметил специалист.

Аналитик добавляет, что структура потребления людей преклонного возраста существенно отличается от детской и это надо учесть, если мы хотим вывести верные показатели, поэтому надо разделять разные категории людей.

«Государство должно определить реальный показатель прожиточного минимума и признать, что не может его сразу ввести, а разработать стратегию, чтобы понять сколько лет нужно для достижения реальных показателей,» ‒ подытожил Кушнирук.

В январе 2021 года Министерство социальной политики оценило ориентировочный реальный прожиточный минимум в 4 100 гривен в месяц, вместо утвержденных 2 270 гривен, а средний реальный прожиточный минимум составляет не менее 4 546 гривен вместо указанных 2 189 гривен.

Размер прожиточного минимума на данный момент влияет на зарплату и ее переиндексацию, сумму полученного штрафа и стоимость административных услуг, пенсии, алименты, налоги и еще ряд других государственных выплат и сборов.

Экономист Алексей Дорошенко отметил, что прожиточный минимум есть в каждой стране, но все по-разному его называют и рассчитывают. Скажем, Великобритания добавляет туда стоимость футбольных билетов, поскольку это практически национальное увлечение, еще кто-то билеты в театр или на другие развлечения.

«По моему мнению, нынешний прожиточный минимум в Украине не удовлетворяет культурных потребностей человека, да и физиологические потребности не полностью. Однако, государство пока не может взять и существенно повысить этот показатель. Для начала нам нужно перестроить экономику страны и выдать бизнесу кредиты, чтобы потом получить большее количество налогов. В таком случае через несколько лет мы сможем увидеть систематическое увеличение прожиточного минимума», – считает специалист.

Дорошенко отметил, что прожиточный минимум подтягивает другие выплаты. И хотя он сегодня нереалистичный, но разница между тем, что есть, и тем, что надо ‒ все же сокращается.

Напомним, Кабмин обнародовал календарный план повышения пенсий в 2021 году. Пенсии будут повышаться в пять этапов.

Также ранее «Слово и дело» писало, как политические силы предлагают повышать пенсии украинцам.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: