В сентябре прошлого года Министерство цифровой трансформации презентовало проект «Дія City» ‒ специальный правовой режим с благоприятными условиями для развития украинской IТ-индустрии. Однако амбициозные планы построить в Украине IT-хаб все никак не могут реализоваться из-за ряда причин. Почему поляризовалась позиция представителей индустрии и что останавливает запуск проекта, разбиралось «Слово и дело».
В конце ноября 2020 года, Минцифры вместе с депутатами подало законопроект №4303, где изложило свое видение концепции «Дія City». Однако представленные предложения понравились не всем, поэтому через две недели в Раде зарегистрировали два альтернативных законопроекта.
Что такое «Дія City» и для чего нужна
Министерство намерено повысить имидж Украины на международной арене, создав «Кремниевую долину» украинского образца. Но есть одно но, физически «Дія City» не будет существовать и попасть туда смогут не все (об этом ниже).
Теоретически резидентом проекта может стать любая компания, работающая в Украине, а сладкой конфетой в этой истории выступают налоги, а вернее их уменьшение. Резиденты будут платить только налог на труд (5% налог на доходы физических лиц (вместо 18%, как сейчас), единый соцвзнос ‒ 22% от минимальной заработной платы и 1,5% военного сбора) и налог на выведенный капитал (9%) вместо налога на прибыль.
То есть средства, которые компания реинвестирует в бизнес, не будут облагаться налогом. По словам министра цифровой трансформации Михаила Федорова, цель «Дія City» ‒ получить от IT-сектора 10% ВВП Украины. Сейчас этот показатель равен 3-4%.
Также «Дія City» предлагает новый формат найма или взаимоотношений между компаниями и специалистами ‒ гиг-контракты. Они предусматривают юридическое оформление отношений работника и работодателя за пределами трудовых договоров, касающихся проектной работы и содержат закрепленные социальные гарантии. Дело в том, что сейчас львиная доля ІТ-специалистов работают как ФЛП по гражданско-правовым договорам, а гиг-контракты должны стать альтернативой такому сотрудничеству.
Однако гиг-схема пока не прописана в законодательном поле, поэтому не до конца понятно, какая правовая природа будет у таких контрактов. Кроме того, важно определить ‒ гиг-контракты будут гражданско-правовыми или трудовыми.
IT-комитет Европейской бизнес ассоциации отмечает, что, учитывая общую концепцию гиг-контракта, как контракта на выполнение задач (проектов) заказчика, ему присуща природа гражданско-правового договора, которые не содержат положений о времени отдыха, оплачиваемом отпуске и прочем.
«Поэтому теперь с точки зрения индустрии вопрос ФЛП/гиг выглядит следующим образом: пытаясь избежать рисков переквалификации отношений с ФЛП в трудовые предлагается новая, недоработанная и непонятна гиг-схема с еще большими рисками переквалификации», ‒ подытоживает комитет ЕБА.
Еще один важный пункт ‒ обыски в IT-компаниях, а вернее их отсутствие. Законопроект №4305 предусматривает установление специальных правовых отношений между резидентами и правоохранителями, которые должны стать предохранителем от внезапных обысков.
Скажем, изъять или арестовать оборудование ІТ-компаний можно только, если это не будет препятствовать их хозяйственной деятельности. Кроме того, усложняется процесс получения разрешения на обыск и вводится уголовная ответственность за превышение правоохранителями служебных полномочий в отношении резидента «Дія City».
Особенность заключается в том, что в случае принятия, такой режим без права внесения изменений введут минимум на 15 лет.
Кто и как сможет стать резидентом «Дія City»
Прежде всего, проект ориентирован на IT-компании, однако в доработанном законопроекте все же изменили правила членства для стартапов, поэтому дорога открыта для всех.
Чтобы получить статус резидента, компания должна работать в четко очерченном направлении информационных технологий, а средняя зарплата не быть меньше 1200 евро. В штате такой компании должно работать не менее 9 штатных работников, а минимум 90% прибыли поступать от профильной деятельности. Такие критерии прописали для компаний, а что же тогда со стартапами?
По просьбе бизнеса, законодатели удалили требование для стартапов относительно подачи бизнес-плана на его оценку Министерством цифровой трансформации.
Зато установлены следующие критерии вступления:
- осуществление видов деятельности, установленных законодательством о Дія City;
- удельный вес дохода от осуществления этих видов деятельности – 90%;
- регистрация не ранее 24 месяцев до дня подачи заявления;
- сумма годового дохода не более 7 млн гривен;
- отсутствие «отрицательных» критериев.
Вступление в «Дія City» будет добровольным, а соответствие компании установленным критериям будет определять независимый аудитор. Минцифры в этой истории будет условным администратором на получение статуса резидента и его лишения. Процедура получения членства и его потери уже прописана в доработанном законопроекте.
Также нет нормы о вступлении в неприбыльную организацию «Объединение резидентов Дія City», которое предусматривало уплату членского взноса. То есть сейчас создание организации добровольное.
Почему появился альтернативный законопроект по «Дія City»
Крупнейшая в Украине профильная ассоциация IT-компаний IT Ukraine сначала выразила несогласие с концепцией законопроекта Минцифры и подала ряд предложений. В частности IT-сообщество интересовало, почему в основном законопроекте не учтены возможности сотрудничества предприятий с контрактниками ФЛП третьей группы. Изложенные предложения бизнеса легли в основу альтернативного законопроекта №4303-2, но 3 марта Рада отклонила его. Тогда авторы основного и альтернативных законопроектов объединились, чтобы в единый документ внести все возможные конструктивные изменения.
В результате были учтены рекомендации индустрии о сведении к минимуму полномочий Минцифры, поскольку были предостережения, что появление регулятора может привести к коррупционным рискам. Теперь же Министерство будет иметь полномочия вести реестр резидентов, но не решать, кого туда добавлять, а кого нет.
17 марта Комитет по вопросам цифровой трансформации ВРУ рекомендовал парламенту принять законопроект №4303 за основу создания «Дія City».
Уже в последней редакции учтено большинство предложений от IT-индустрии, в частности об уменьшении регуляторных полномочий Минцифры и дополнительное вступление в СРО.
«Часть важных вопросов, в том числе налогового характера, еще прорабатывается и будут урегулированы в отдельном налоговом законопроекте. Ассоциация ожидает учета всех критических замечаний», - говорится в официальном заявлении IT Ukraine.
Какими будут условия сотрудничества с ФЛП в пределах «Дія City»
Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам цифровой трансформации Егор Чернев в комментарии «Слово и дело» отметил, что в доработанном законопроекте учли пожелания бизнеса по сотрудничеству с ФЛП.
«Мы услышали просьбу индустрии о том, что ІТ-сообществу потребуется некоторое время, чтобы адаптироваться к условиям работы, которые отличаются от сотрудничества с ФЛП. Вместе с тем, понимаем и стоим на том, что не можем позволить себе резких вмешательств в форму взаимоотношений между работодателем и работником, которая стала традиционной для украинской ІТ-отрасли. Поэтому работа с ФЛП внесена к принципу свободы деятельности, что является основополагающим для Дія City», ‒ отметил законодатель.
В законе есть прямая норма: для осуществления хозяйственной деятельности резидент «Дія City» имеет право привлекать работников на основании трудовых договоров (контрактов), гиг-специалистов на основании гиг-контрактов в соответствии с этим законом, а также подрядчиков и исполнителей, в том числе физических лиц-предпринимателей, на основании других гражданско-правовых договоров в порядке, определенном законодательством.
«Для работы с ФЛП установлен переходной период в два года. По нашим расчетам, двухлетнего периода достаточно, чтобы даже самые большие украинские IT-компании смогли комфортно перейти на альтернативные контракты с ФЛП ‒ гиг-контракты», ‒ отметил заместитель председателя парламентского комитета по вопросам цифровой трансформации.
Что IT-сектор еще хочет видеть в основном законопроекте
- Сохранение задекларированной налоговой нагрузки на 15 лет: 5% налог на доход специалистов, ЕСВ 22% с одной минимальной заработной платы, военный сбор 1,5%;
- ащита ФЛП за пределами Дія City для предотвращения давления на IT-компании с целью вступзления в проект;
- возможность работы с ФЛП для резидентов Дія City в течение как минимум трех лет, в случае использования компанией-резидентом налога на выведенный капитал, без ограничений и дополнительного налогообложения такого взаимодействия;
- изменить требование обязательного ежегодного аудита на представление стандартной финансовой отчетности для малого и микробизнеса;
- возможность приостановления решения о лишении компании статуса резидента «Дія City» уполномоченным органом (Минцифры) до судебного решения.
Что об этих предложениях говорит Минцифры
Министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров прокомментировал для «Слово и дело» каждый пункт, который назвала ассоциация IT Ukraine.
«Мы приветствуем решение крупнейшей в Украине Ассоциации IT-компаний IT Ukraine поддержать создание правового режима Дія City. Большинство условий, на принятые которых делает акцент Ассоциация, уже приняты», ‒ отметил министр и дал разъяснение по каждому пункту.
Условия о сохранении задекларированного налоговой нагрузки на 15 лет (5% налог на доход специалистов, ЕСВ 22% с одной минимальной заработной платы, военный сбор 1,5%) учтены в законопроекте о внесении изменений в Налоговый кодекс.
«Проект закона был направлен представителям индустрии для ознакомления и будет зарегистрирован в ближайшее время», ‒ добавил министр.
Что касается защиты ФЛП за пределами «Дія City» Михаил Федоров отметил, что присоединение к специальному правовому режиму является полностью добровольным и его привилегии и требования распространяются только на резидентов.
«Спецрежим дает дополнительные возможности и не меняет старые правила для нежелающих присоединиться к нему. Мы не ломаем то, что хорошо работает. Если говорить непосредственно о работе ФЛП-модели вне «Дія City», то я, как министр цифровой трансформации, лично заинтересован в росте IT-сферы. Использование ФЛП-модели является важным фактором этого процесса, поэтому мы не только не планируем ломать ее за пределами проекта, а наоборот готовы всеми силами защищать», ‒ заверил Михаил Федоров.
С предложением бизнеса установить переходной период для ФЛП соавторы законопроекта также согласились.
«Переходной период был установлен на уровне двух лет. Согласно всем расчетам, двухлетнего периода достаточно, чтобы даже самые большие украинские IT-компании ввели работу в форме гиг-контрактов в комфортном режиме», ‒ пояснил министр.
Он добавил, что переход на такую форму отношений позволяет восстановить прозрачную структуру компании, понятную для потенциального иностранного инвестора. Не все фонды согласны с ситуацией, когда в штате компании несколько работников оформлены официально, а другие ‒ в качестве субподрядчиков. Кроме этого, GIG-контракты ‒ наиболее выгодные для наемных работников, поскольку они предоставляют им базовые социальные права (больничные, отпуск, нормированный рабочий день и т.д.).
На просьбу бизнеса изменить требование относительно обязательного ежегодного аудита на представление стандартной финансовой отчетности для малого и микробизнеса, профильный министр отвечает:
«Нормы обновленного законопроекта о «Дія City» не предусматривают проведения полноценной проверки данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности компании. Аудит касается только части о подтверждении соответствия нескольким критериям резидентства».
Последнее замечание IT Ukraine касалось опасений, что Минцифры может лишать резидентства без решения суда.
Федоров объяснил, что министерство будет проверять резидента на соответствие четко сформулированным критериям, которые не являются дискретными и не имеют пространства для коррупционного маневра со стороны чиновника. Если по каким-то причинам резидент не будет соответствовать нормам «Дія City», ему об этом сначала сообщат, и у него будет достаточно времени для дачи объяснений на опровержение обстоятельств, служащих основанием для принятия решения.
Кроме того, решение об утрате статуса резидента будет публиковаться онлайн (как и все остальные) и вступит в силу через 10 рабочих дней после публикации, что предоставит резидентам время для обжалования решения в суде. Следовательно, можно утверждать, что решение суда, вступившее в законную силу, будет финальной точкой в вопросе резидентства в «Дія Сity».
Позиция Европейской бизнес ассоциации
Менеджер ІТ-комитета Европейской бизнес ассоциации Ольга Куничак отметила, что в доработанном законопроекте учтена определенная часть потребностей индустрии, однако до сих пор остаются открытыми ряд вопросов.
Что касается позитива в новой версии документа, Ассоциация одобряет то, что:
- уменьшено регуляторные и контрольные полномочия Минцифры;
- убрано обязательность саморегулируемой организации (СРО) резидентов (то есть - дополнительное налогообложение для компаний в размере $14-21 ежемесячно с каждого работника теперь добровольное);
- упрощенно вступление в «Дія Сity»;
- создана возможность взаимодействовать с ФЛП внутри «Дія Сity» (но - только в течение 2-х лет переходного периода, в дальнейшем - все операции с ФЛП будут облагаться дополнительным налогом на выведенный капитал в размере 9%, согласно действующей редакции налогового драфта);
- рекомендовано убрать вопрос о non-compete (неконкуренции) и non-solicitation (непереманивание) соглашений.
«Однако в текущем документе остались моменты, которые ІТ-сообщество Европейской бизнес ассоциации считает рискованными и решение которых необходимо предусмотреть в ближайшее время, чтобы полностью либерализовать условия «Дія Сity», - отмечает представитель ІТ-комитета и называет конкретные предложения:
- Не закреплять в самом законопроекте создания даже необязательной СРО, ведь сейчас создание таких организаций уже предусмотрено действующим законодательством Украины.
- Зафиксировать неизменность условий, которые обсуждаются сейчас (5% НДФЛ, 1,5% ВЗ, 22% ЕСВ с минимальной зарплаты), чтобы налоговая нагрузка между первым и вторым чтением для резидентов не изменилась и не возникало новых, дополнительных скрытых (или косвенных) налогов;
- Либерализовать возможность выбора взаимодействия компаний с гиг-работниками, ФЛП и по трудовым договорам без каких-либо ограничений;
- Создать возможность для компаний свободно выбрать одну из форм налогообложения - или налог на выведенный капитал, или существующий налог на прибыль, при условии, что процентные ставки будут равны (по 9%). Ведь сейчас концепции НнВК, как и гиг-контракты, еще необходимо дорабатывать и привести в соответствие значительное количество подзаконных актов.
Отдельно ЕБА отмечает, что ІТ-сообщество видит необходимость защиты и стимулирования развития ІТ не только в «Дія City», но и за ее пределами (сохранение взаимодействия с ФЛП, защита от неправомерных действий правоохранительных органов и т.д.), а также - важность развития ІТ-образования в Украине.
Поэтому несмотря на значительные улучшения текста законопроекта, ІТ-комитет Ассоциации видит отдельные риски в вышеупомянутых положениях, которые необходимо решить.
Когда ожидать запуск «Дія City»
Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам цифровой трансформации Егор Чернев отметил, что законопроект 4303 «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине» прошел ряд обсуждений с IT-сообществом. В итоге, законопроект 4303 получил более 300 замечаний и пожеланий от бизнеса.
Поскольку большую часть из них учли в новой редакции документа, как и некоторые положения из альтернативных законопроектов, комитет решил взять его за основу и доработать.
«Надеюсь, его вскоре внесут в сессионный зал на голосование и примут еще в текущей парламентской сессии», ‒ подытожил нардеп.
В теоретической перспективе с помощью «Дія City» украинские компании смогут выйти на биржу и привлекать финансирование для своего развития. И в такой ситуации компании будет легче объяснить инвесторам, что она является серьезным игроком, имея не множество контрактов с физическими лицами-предпринимателями, а официальный штат сотрудников.
Цели проекта благие и их поддерживает IT-сообщество, однако подчеркивает важность прописания всех процедурных нюансов и учета рекомендаций бизнеса. Такие предостережения вполне оправданы, поскольку особый правовой режим устанавливается на целых 15 лет, а за это время может измениться не одна власть и неизвестно с какими намерениями придут преемники.
Напомним, «Слово и дело» следит за выполнением политиками своих обещаний. К годовщине работы Кабмина мы проводили анализ выполненных и проваленных обещаний правительства, больше об этом в материале.
София Телишевская специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»