Договориться нереально: вокруг Донбасса опять повышаются ставки

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В четверг, 18 февраля исполнилось шесть лет со дня отступления украинских войск из Дебальцево. После этого линия фронта на Донбассе приобрела нынешнюю конфигурацию, а стороны конфликта перешли к реализации «мирного плана», воплощенного в комплексе мер по выполнению Минских соглашений. Эта «дорожная карта» так никогда толком не выполнялась. Символично, что спустя шесть лет после завершения упорных боев под Дебальцево стороны вновь перешли к взаимным угрозам и повышению ставок.

То, что перемирие на Донбассе сорвано, признал глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук. 15 и 18 февраля на различных площадках господин Кравчук дважды повторил, что договориться с Россией об урегулировании ситуации на Донбассе «нереально». «Когда мы говорим о войне на Донбассе, нельзя говорить «они нас провоцируют»… Мы должны говорить: «они ведут против Украины реальную войну, нарушают договоренности о всеобъемлющей тишине», а не «провоцируют». Мы будем называть вещи своими именами», — заявил он.

Изменение риторики Кравчука весьма примечательно, потому что буквально 3-4 месяца назад политик был куда более оптимистичен в оценке перспектив мирного процесса, и даже на полном серьезе говорил о возможности провести выборы в ОРДЛО уже в марте 2021 года.

Резонансные заявления Кравчука прозвучали на фоне нагнетания напряженности со стороны РФ. Причем участившиеся обстрелы и снайперская война на передовой являются лишь верхушкой айсберга. Достаточно вспомнить об оккупационном форуме «Русский Донбасс», который состоялся в Донецке 28 и 29 января. На нем была представлена одноименная сепаратистская «доктрина». Она декларирует принадлежность незаконных «ДНР» и «ЛНР» к «русскому миру», а также предполагает создание на базе «квазиреспублик» «русских национальных государств», рубежи которых должны проходить по административным границам Донецкой и Луганской области Украины.

Присутствовавшая на «форуме» главред российского пропагандистского телеканала Russia Today Маргарита Симоньян позднее отчиталась о результатах мероприятия перед президентом РФ Владимиром Путиным. Среди прочего, Симоньян задалась вопросом: если в 2014 году была «русская весна», то не пора ли устроить на Донбассе «русское лето», окончательно захватив украинскую территорию. По ее словам, жители ОРДЛО якобы «видят свое будущее в России или говорят, что они уже в России».

Владимир Путин в ответ пообещал «не бросить Донбасс».

Вся эта игра слов означает повышение ставок в «донбасском кейсе», которое направлено на то, чтобы принудить Украину выполнить политическую часть, выгодных для Москвы, Минских соглашений. «Слово и дело» раньше уже поясняло, почему «Минск-2» выгоден для РФ, и в какую ловушку попал президент Владимир Зеленский, согласившись на мирное урегулирование именно в формате Минска. Лишний раз на этом останавливаться не будем. Поговорим лишь о том, какие инструменты есть у Зеленского для того, чтобы ответить на повышение этих ставок.

Как ни странно, но ассиметричный ответ найден. Это непрямое санкционное давление на кума Владимира Путина – Виктора Медведчука. Оно уже проявилось в блокировке вещания трех связанных с Медведчуком каналов – «112 Украина», NewsOne и ZiK.

Второй раунд борьбы с империей Медведчука состоялся 18 февраля, когда сотрудники СБУ пришли на телеканал «1+1», проверяя его бенефициаров. Известно, что связь кума Путина с телеканалом «1+1» прослеживалась, благодаря имущественной декларации политика за 2019 год. Впрочем, на самом телеканале отрицали, что Медведчук имеет долю в структуре собственности «1+1», заявляя, что «впервые об этом слышат».

Третий раунд «повышения ставок», очевидно, состоится после заседания СНБО, 19 февраля, на котором могут быть приняты решения и по дальнейшим действиям в отношении активов Виктора Медведчука, и по «донбасскому кейсу».

Главным призом для Украины в этом соревновании стало бы согласие РФ на модернизацию Минских соглашений. Но едва ли Кремль пойдет на это. Его устраивает или полное выполнение Украиной требований Минска-2, или же сохранение статуса-кво в виде замороженного конфликта на Донбассе. Амплитуда у этих «качелей» невелика и она может привести либо к опасному «разогреву» ситуации на линии разграничения, либо, скорее всего, к ассиметричному удару РФ где-нибудь в другом узком месте сложных украинско-российских отношений.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: