Высший антикоррупционный суд восстановил уголовное производство об убытках от формулы «Роттердам плюс», поскольку прокурор Специализированной антикоррупционной прокуратуры не учел позицию экспертов по убыткам.
Об этом говорится в мотивировочной части решения следственной судьи ВАКС Оксаны Олейник от 27 октября, сообщает «Слово и дело».
Судья отметила, что в комплексной экспертизе эксперты установили 19,34 млрд грн разницы между стоимостью электроэнергии до введения формулы «Роттердам плюс» и после. Однако, в заключительной части исследования эксперты отметили, что вопрос о том, является ли эта сумма убытками, не относится к компетенции судебных экспертов-экономистов. Они отметили, что такой вывод предполагает установление нарушения норм законодательства должностными лицами Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и угольной промышленности, при внедрении формулы «Роттердам плюс».
Поэтому, по мнению судьи Олейник, установление убытков связано с необходимостью прокурором САП доказать фактические обстоятельства и нарушение норм законодательства с помощью других доказательств, которые во взаимосвязи с исследованиями экспертов, могут подтвердить причинение тяжких последствий (материальный ущерб). Но прокурор САП Виталий Пономаренко, который закрыл дело «Роттердам плюс», не обратил внимания на указанную позицию экспертов и в своем постановлении не привел обстоятельств и мотивов, на основании которых он считает невозможным установление нарушений законодательства в действиях должностных лиц НКРЭКУ.
Также прокурор в постановлении не указал на факт назначения детективами НАБУ новой экспертизы, которая подтвердила 39 млрд грн убытков, и не придал этому правовую оценку. Кроме того, ни прокурор САП, ни детективы не назначили экспертизу о нанесении ущерба АО «Никопольский завод ферросплавов», который является потерпевшим по делу. К тому же, срок досудебного расследования по делу не истек и следствие имеет еще три дня, а потому НАБУ может еще получить дополнительные доказательства.
Как известно, 27 августа прокурор Пономаренко решил закрыть дело о формуле «Роттердам плюс» в части объявленных подозрений. В то же время, недавно НАБУ получило новую экспертизу по делу «Роттердам плюс», которая подтвердила 39 млрд грн убытков от введения формулы. После чего эксперт, которая провела это исследование, заявила о давлении на нее. К тому же, генпрокурор Ирина Венедиктова отказалась менять прокурора в деле по просьбе детективов НАБУ.
Напомним, по версии следствия, генеральный директор ДТЭК Сети Иван Гелюх и еще один менеджер ДТЭК Борис Лисовой по предварительной договоренности с экс-главой НКРЭКУ Дмитрием Вовком, бывшим членом Нацкомиссии Владимиром Евдокимовым, замначальника управления энергорынка НКРЭКУ Тарасом Ревенко и начальником отдела этого управления Владимиром Бутовским заблаговременно до принятия формулы «Роттердам плюс» обсуждали возможность ее внедрения. Сначала формулу якобы планировали применить только на тот уголь, который доставляют в Украину портами. Однако количество такого угля составляло примерно 130 тысяч тонн в год из общего объема угля такой марки, которое используют на ТЭС, в 25,5 млн тонн.
Поэтому позже все вышеупомянутые лица достигли согласия применять эту формулу на весь объем угля, что было предложено должностными лицами НКРЭКУ на заседании 28 января 2016 года. Уже 3 марта того же года должностные лица Нацкомиссии после получения разрешения с АМКУ обеспечили рассмотрения повестки дня, где был вопрос формулы «Роттердам плюс», которую утвердили на том заседании. Предварительная экспертиза установила якобы 18,87 млрд грн нанесенного ущерба от внедрения НКРЭКУ этой формулы, поскольку от нее получила сверхприбыль группа компаний ДТЭК, которая занимала долю в тепловой генерации в 70%-80%.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»