Карантин «выходного дня»: очередные ограничения или препятствование бизнесу

Читати українською
Геннадий Дубовкандидат юридических наук

Не только мэры крупных городов, где приближается второй тур местных выборов, выступили против введения карантина «выходного дня». Предприниматели заговорили о том, что постановление Кабмина не является законом, а всего лишь – подзаконным актом, к тому же, препятствует ведению хозяйственной деятельности, что чревато уголовной ответственностью. Так ли это и значит ли, что в таком случае можно не выполнять решение правительства? И можно ли оспорить в суде решение Кабмина о карантине «выходного дня» «Слово и дело» спросило у юриста «Столичной коллегии адвокатов» Геннадия Дубова.

Адвокат пояснил, что постановление Кабмина – это подзаконный правовой акт, который является обязательным для выполнения на всей территории Украины. Подзаконные акты должны соответствовать закону, как и законы, в свою очередь, должны соответствовать Конституции.

Демарш бизнеса: как Кабмин должен реагировать на отказ соблюдать карантинНовые ограничения являются спорными, но правительство должно повлиять на бизнес, который отказывается соблюдать правила, потому что их начнут игнорировать все, считает эксперт.

«Подзаконный акт ниже в иерархии, чем закон, и безусловно, его можно оспорить», – отметил Геннадий Дубов.

Если же говорить о введении карантина «выходного дня», то юрист уточнил, что речь идет о внесении изменений в уже существующее постановление Кабмина от 22 июля 2020 г № 641 «Об установлении карантина».

«Бывает, что две нормы говорят о разном и, в таком случае, мы руководствуемся актом высшей юридической силы. Но в данном случае такой подход достаточно спекулятивен в том смысле, что Конституция, как и закон по отношению к постановлению являются менее конкретными и не предусматривают конкретных механизмов. Поэтому такой аргумент не безусловный», – считает Геннадий Дубов.

Что касается препятствования законной хозяйственной деятельности, то подзаконные акты и законы как раз и устанавливают определенные рамки, полной свободы никогда не бывает. К примеру, те же лицензии, кому-то мешают вести бизнес.

При этом юрист напоминает о сложном и пока неразрешенном однозначно вопросе – можно ли только лишь на основании законодательства (закон о борьбе с инфекционными заболеваниями, закон об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и проч.) без введения чрезвычайного положения ограничивать ряд прав граждан.

«Это комплексный, сложный вопрос, о котором мы говорим с начала карантина. В некоторых странах Европы объявили ЧП ровно из тех соображений, чтобы иметь возможность юридически вводить ограничения. У нас эта ситуация, по сути, отошла на второй план», – заметил юрист.

Можно и оспорить в суде постановление Кабмина о карантине, никто не лишен такого права.

«Если такие ограничения будут признаны незаконными, то, теоретически, можно даже требовать от государства компенсации убытков, возможность такая есть. Будет ли это реализовано на практике? Сомнительно, поскольку такой традиции у нас нет», – считает Геннадий Дубов.

Ранее «Слово и дело» розбиралось, могут ли в регионах отказаться от карантина «выходного дня».

Также мы разузнали, как будет работать помощь предпринимателям.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: