Минувшие выходные подвели черту под очередным перемирием на Донбассе, которое продлилось 42 дня. В субботу, 5 сентября, главарь незаконной «ДНР» Денис Пушилин анонсировал обстрел украинских позиций в районе Горловки, а в воскресенье, 6 сентября, стрельба на фронте привела к гибели одного из украинских военнослужащих. События последних дней показали, что перемирие является всего лишь политическим инструментом и может быть нарушено в любой момент.
Всеобъемлющее перемирие началось 27 июля. Оно было на руку не только солдатам на передовой, которые почти каждый день несли потери от огня противника, но и команде президента Владимира Зеленского, которой нужно было что-то предъявить своим избирателям накануне местных выборов. Скорейшее достижение мира на Донбассе – главный «конек» команды «Зе», поэтому наступление тишины на фронте «зеленые» немедленно записали себе в актив. Перемирие кое как удавалось поддерживать целых 42 дня. И хотя за это время ОБСЕ зафиксировало 908 различных нарушений – совсем не меньше, но даже и больше, чем в «горячие» дни – считалось, что все эти выстрелы, взрывы и автоматные очереди носят «неприцельный» характер.
Однако опыт предыдущих «перемирий», в том числе и тех, которые были заключены после избрания президентом Владимира Зеленского, говорили о том, что рано или поздно стрельба возобновляется. Причиной этому являются неустранимые противоречия, заложенные в Минских соглашениях – документе, который является «дорожной картой» для урегулирования конфликта на Донбассе. Так, в субботу, 5 сентября, была нарушена тишина, установившаяся 27 июля.
В этот день главарь «ДНР» Денис Пушилин анонсировал обстрел 7 сентября украинских инженерных укреплений в районе населенного пункта Шумы, вблизи Горловки. Свое решение Пушилин пояснил нарушением украинской стороной одного из пунктов перемирия на Донбассе.
Бывший участник финансовой пирамиды «МММ» Сергея Мавроди – Денис Пушилин – встал во главе марионеточной «ДНР» по результатам осенних «выборов» 2018 года, назначенных после ликвидации предыдущего главаря «ДНР» Александра Захарченко. Естественно, «выборы» являлись лишь ширмой, и Пушилин фактически был назначен на эту должность кураторами из Кремля.
Вчерашний «МММщик», которого в Донецке презрительно именуют Чепушилиным, имеет минимальный авторитет среди боевиков. Во всяком случае гораздо меньше, чем был у Александра Захарченко. Но даже Захарченко не имел полной власти над «армейским корпусом» «ДНР», который полностью контролируется российскими специалистами. Поэтому крайне маловероятно, что Денис Пушилин мог лично отдавать какие-либо приказы «войскам» без разрешения Кремля.
А это означает, что санкция нарушить перемирие была «спущена» именно из Москвы. Окончательно режим тишины был похоронен 6 сентября, когда в результате уже прицельных обстрелов возле Причепиловки (Луганская область) и Красногоровки (Донецкая область) один украинский военнослужащий погиб и еще один получил ранения.
Вне зависимости от того, будет ли 7 сентября открыт огонь или нет, события минувших выходных стали сигналом тому, что боевые действия скоро возобновятся. Также они показали, что любые договоренности о перемирии не стоят выеденного яйца и являются лишь политическим инструментом, с помощью которого Москва давит на Киев для того, чтобы украинская сторона поскорее выполняла действующую редакцию Минских соглашений.
С другой стороны, перемирие является товаром, который действующая украинская власть попытается продать своему электорату на местных выборах для того, чтобы продемонстрировать успехи в мирном процессе (иначе скользящий вниз рейтинг не удержать). Поэтому режим тишины желательно сохранить, хотя бы до 25 октября. Это хорошо понимают в Кремле, а поэтому давление будет усиливаться, загоняя команду «Зе» в узкий коридор решений – или/или.
Такие торги не имеют ничего общего с мирным процессом. Они оплачиваются жизнями наших солдат и государственной субъектностью, которая будет нарушена в случае полного выполнения Украиной «Минска-2». Но команда Владимира Зеленского сама встала на этот путь, согласившись с условиями Минских соглашений и не предложив собственных вариантов урегулирования конфликта на Донбассе.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»