Завладения деньгами угледобывающих госпредприятий: выяснились подробности дела

Читати українською
Два человека создали устойчивое иерархическое объединение, участники которой завладевали средствами государственных угледобывающих предприятий.
Селидовуголь

Двое неизвестных создали преступную организацию, участники которой завладели 51,17 млн грн трех угледобывающих государственных предприятий, а именно «Селидовуголь», «Мирноградуголь» и «Шахтоуправление Южнодонбасское №1».

Об этом говорится в решении Высшего антикоррупционного суда от 18 марта, сообщает «Слово и Дело».

НАБУ и САП установили, что в августе 2016 года два человека создали и с этого времени до февраля 2018 года руководили преступной организацией, участники которой завладевали средствами трех ГП. Указанное завладение происходило путем организации и проведения публичных закупок указанными ГП с заранее определенным победителем – подконтрольным организации предприятием – по завышенным ценам.

Так, в августе 2016 года эти двое организаторов привлекли в состав преступной организации еще двух человек, один из которых был директор ООО «Украинская Биржа» Александр Дырда. Указанным лицам поручалась подготовка тендерных предложений подконтрольных предприятий, поиск реальных поставщиков на угледобывающие госпредприятия, контроль за работой членов тендерных комитетов этих ГП.

Также в августе 2016 года двое организаторов привлекли к своей группе членов тендерных комитетов указанных ГП, а именно: в ГП «Селидовуголь» члена комитета и секретаря комитета; в ГП «Мирноградуголь» председателя комитета и секретаря комитета; в ГП «Шахтоуправление Южнодонбасское №1» председателя комитета; двух членов комитета и секретаря комитета.

В связи со значительным объемом задач, которые возникали в процессе деятельности преступной организации, один из организаторов пригласил в помощники ряд лиц, в частности: бухгалтера ООО «Доненергоекспорт» и еще трех человек. С целью имитации конкурентности торгов возникла потребность в наличии других подконтрольных хозяйственных обществ (так называемые компании поддержки).

Так, в сентябре 2016 года руководители преступной организации привлекли Александра Засько, который за ежемесячную денежную вознаграждение согласился стать фиктивным директором ООО «Триалтрейд». В марте 2017 года руководители преступной организации на тех же условиях привлекли Юрия Дьякова, который стал участником и директором ООО «Универсал Инвест-Строй».

С августа 2016 года по август 2017 года руководители и члены преступной организации размещались в бизнес-центр в Киеве по ул. Богдана Хмельницкого, 26, который тогда арендовала компания угольного бизнесмена Виталия Кропачева ООО «ВБ «Недвижимость». С сентября 2017 по указанию руководителей организации изменили офис и осуществляли деятельность в офисе по другому адресу, который арендовали у ООО «Глобал Спорт Инвест».

Также детективы установили, каким образом были организованы подконтрольные публичные закупки. По версии следствия, потребности угледобывающих ГП в товарах формировались руководителями подразделений ГП в форме заявок и технических описаний, в которых указывались их перечень и количество. Такие заявки члены тендерных комитетов, вовлеченных в преступной организации, присылали Дырде и еще одному лицу на электронный адрес [email protected] с пометкой «для согласования тендера». В отдельных случаях особенно важна информация посылалась также на электронную почту [email protected], которой пользовался лично организатор (обозначена в свойствах как Main Office - главный офис).

Указанные заявки подвергались процедуре, названной членами преступной организации «расценке», которая заключалась в переадресации заявок реальным поставщикам для определения рыночной стоимости продукции. Полученные таким образом коммерческие предложения были основой для определения так называемой «входной» цены. После этого Дырда и еще один человек определяли размер наценки, которую включали в ожидаемой стоимости предмета закупки с целью завладения этой суммой в результате поставки этой продукции от имени ООО «Доненергоекспорт» или другого подконтрольного предприятия по результатам искаженных торгов.

Полученные коммерческие предложения, предлагаемый размер наценки и сформированной таким образом ожидаемой стоимости предмета закупки, условия оплаты (предоплата или отсрочка платежа) неизвестный отправлял на согласование руководителям преступной организации. Согласованные ими условия директор ООО «Украинская Биржа» по электронной почте с пометкой «согласовано» направлял членам тендерных комитетов, которые входили в состав преступной организации, готовили и объявляли процедуры закупок.

При наличии в распоряжении преступной организации оборудование, возможно выгодно поставить на ГП, руководители и участники второго звена преступной организации предоставляли членам тендерных комитетов указание объявлять публичные закупки на приобретение именно этого товара по определенной ими ожидаемой стоимостью независимо от наличия потребности.

При этом, руководители преступной организации наделили участников второго и третьего звена правом самостоятельно определять такие квалификационные критерии к участникам закупок и технические характеристики предмета закупки, которые бы ограничивали участие в торгах неподконтрольных преступной организации субъектов хозяйствования и были основанием для отклонения их предложений.

Тендерные предложения ООО «Доненергоекспорт» и компаний его «поддержки» Дырда предварительно направлял по электронной почте на проверку членам тендерных комитетов, которые входили в состав преступной организации, и только после проверки загружал в систему Prozorro. В отдельных случаях тендерные предложения загружали другие члены организации.

Перед рассмотрением на заседании тендерного комитета предложений участников, члены тендерного комитета - участники преступной организации, докладывали соучастникам второго звена о проверке всех поданных тендерных предложений, и согласованр искали основания для отклонения предложений неподконтрольных преступной организации субъектов хозяйствования и отвергали такие.

При отсутствии возможности отклонить предложение такого участника должностные лица ГП заключали с ними договоры на поставку продукции, однако не осуществляли своевременный расчет за поставленное в случае закупки на условиях предоплаты – не подавали заказов на поставку товаров. А для получения нужного при таких обстоятельствах товара имели место случаи заключения допороговых договоров между ООО «Доненергоекспорт» и ГП при наличии действующих более выгодных договоров, ранее заключенных с участниками конкурентных закупок, не подконтрольными преступной организации.

Часть имеющегося у подконтрольных компаний товара заблаговременно, еще до объявления торгов, поставлялась на ГП и использовались. В дальнейшем этот товар включался в план закупок, и в результате искаженного тендера оформлялись документы по его приобретению.

Для предотвращения участия в закупках неподконтрольных субъектов хозяйствования один из участников организации, выражая позицию ее руководителей, доводил до сведения представителей компаний следующие: ГП будут платить только тем поставщикам, которые «находятся в системе и являются правильными»; на ГП «инвесторы заводят свои фирмы» и все закупки происходят по их ценам; генеральные директора ГП является всего лишь «руководителями участков», которые не решают вопросов деятельности ГП; вопрос участия в закупках и поставок товаров все потенциальные поставщики «должны согласовывать с Киевом».

Как следствие, в торгах ГП участвовали преимущественно ООО «Доненергоекспорт» и в качестве компаний поддержки другие контролируемые преступной организацией фирмы (ООО «Универсал Инвест-Строй» и ООО «Триалтрейд»).

После победы таким образом одного из этих предприятий, товар в пользу ГП отгружался реальными поставщиками, чьи коммерческие предложения ранее были одобрены руководителями преступной организации. Вместе с этим документально оформлялась покупка товара подконтрольным предприятием с последующей поставкой ним на ГП. Фактически ресурсы ООО «Доненергоекспорт» или других компаний, контролируемых преступной организацией, для поставки товаров на ГП не привлекались.

Детективы установили, что указанная организация функционировала в течение августа 2016 - февраль 2018 годов и была прекращена только в результате обнаружения правоохранительными органами. Таким образом, по версии следствия, ООО «Доненергоекспорт» завладело 51,17 млн грн трех госпредприятия. К тому же, учитывая допущенные тендерными комитетами ГП нарушение Закона Украины № 922 – указанным государственным предприятиям нанесен ущерб в виде потери активов на такую ​​же сумму.

Напомним, НАБУ и САП сообщили о подозрении в завладении 51,17 млн грн двум лицам, одим из которых был Дырда. Суд взял его под стражу с альтернативой 3,15 млн грн залога. Позже в этом же деле НАБУ и САП сообщили о подозрении еще шестерым лицам.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: