Супервторник в США: сколько весят деньги на американских выборах

Читати українською
Блумберг провалил кампанию и вышел из гонки за президентство несмотря на шальные вложенные деньги, а Байдена и Сандерса ждут горячие мартовские бои. Владислав Фарапонов объяснил особенности предвыборной гонки в США и рассказал, что там сейчас происходит.

В Соединенных Штатах прошел долгожданный Супервторник. Это по-настоящему большое и важное событие для праймериз, то есть предварительных выборов внутри партий. Именно во время супервторника кандидат может получить наиболее весомую часть делегатов на партийный съезд, где и избирается кандидат от партии. На этот раз все внимание приковано к праймериз оппозиционной партии – демократов, поскольку республиканцы несомненно доверят баллотироваться на второй срок действующему президенту Дональду Трампу.

Почему праймериз определяют не только владельца Белого дома

Кстати, многие украинские СМИ осенью распространяли информацию о том, что Трампу республиканцы могут не доверить второй срок именно из-за импичмента, вызванного так называемым «Украинагейтом». В американской истории лишь 4 раза действующий президент не получал номинацию от своей партии. Каждый раз это случалось в XIX веке: в частности, в отношении президента Эндрю Джонсона, к которому также был применен импичмент нижней палатой Конгресса. Поэтому однозначно надеяться на раскол партии республиканцев не приходится, чего не скажешь о партии, представляющей интересы либеральных избирателей.

Демократы действительно многим рискуют в этом году, и это касается не только самих президентских праймериз, но и парламентских выборов. Не следует забывать о том, что одновременно в Америке в первый вторник после первого понедельника ноября каждые два года проходят выборы в Палату представителей (где демократы вернули себе большинство только в 2018 году), а также на треть должен обновиться Сенат, который сейчас контролируют республиканцы. Конечно, непосредственно кандидаты в президенты на эти выборы не влияют, но они являются олицетворением партии и формальными лидерами (это касается только правящей партии республиканцев).

Хотя до всеобщих выборов 3 ноября еще более полугода, именно сейчас определяется кто окажется в соревновательном бюллетене за наиболее влиятельную должность мира. После длительных партийных баталий, так же как и год назад, наиболее вероятным оппонентом Трампа считается бывший вице-президент времен Обамы Джо Байден.

Изменение правил на руку кандидатам от истеблишмента

Праймериз в этом году очень непредсказуемы, ведь еще неделю назад (до победы на праймериз в Южной Каролине) кампания Байдена была на грани полного фиаско, а сейчас именно он выглядит наиболее вероятным соперником Трампа от демократов. Это в Соединенных Штатах называется momentum, то есть резкое и заметное возвышение с электоральной точки зрения. Если раньше лидерство измерялось исключительно рейтингами, как в национальных опросах, так и по отдельным штатам, то сейчас речь идет о количестве делегатов с так называемым императивным мандатом. Именно 1991 голос этих делегатов должен набрать кандидат от демократов, чтобы получить номинацию. По состоянию на сейчас Джо Байден имеет 566 делегатов, а его оппонент Берни Сандерс – 501. Например, у республиканцев эта сумма остается пока неизменной – 1237.

Именно эти делегаты, распределенные по штатам пропорционально населению, отдадут свои голоса на конвенции демократов 13 июля во штате Милуоки. Наиболее важным процедурным изменением по сравнению с 2016-м годом стало недопущение так называемых супер делегатов к голосованию в 1-м туре национальной конвенции, где выбирают президента. То есть, в общем делегаты делятся на два типа: супер делегаты (тот самый истеблишмент, всего их 771), которые вольны распоряжаться своим голосом по своему усмотрению, и делегаты от каждого штата с императивным мандатом.

Почему это важно? Потому что истеблишмент Демократической партии делает все, чтобы не допустить избрания их кандидатом откровенно левого Берни Сандерса. Многолетний сенатор из штата Вермонт одновременно прогнозируемо имеет высокие позиции. Бесспорно, после его поражения на праймериз 2016 года, где победила Хиллари Клинтон, ожидать, что Сандерс потеряет свой следующий и, похоже, последний шанс (кандидату 78 лет) не приходилось. В то время как демократический истеблишмент, к которому Берни Сандерс отнюдь не принадлежит, был деморализован неожиданным поражением Хиллари в конце 2016 года, Сандерс не терял времени и продолжал сплочение своего электората, а самое главное: построение действительно огромного штаба сторонников по всей Америке.

Именно этим можно объяснить внезапное снятие кандидатов-центристов в пользу Байдена. К Супервторнику фактически 4 кандидата соревновались за пристрастия одного и того же более умеренного избирателя, который не готов поддержать ультра левого Сандерса и немного более умеренную Уоррен. Популярность Сандерса обусловлена ​​его огромным политическим опытом, большим расхождением между центристскими кандидатами, и что не менее важно: его повестка дня имеет поддержку среди населения.

Центристы, условно говоря, не зажигают (по крайней мере, так казалось до ночи вторника) и очень похожи на классический американский истеблишмент, вроде Клинтон. Поэтому на их фоне, особенно, когда эти кандидаты соревнуются до последнего, Сандерс является наиболее заметным и подготовленным среди нетипичных кандидатов от демократов. Справедливости ради, Сандерс даже официально не является членом Демократической партии, что также несет огромные риски его возможного избрания кандидатом от партии.

Первый гей среди кандидатов в президенты США неожиданно сдался

Неожиданно для всех досрочно завершил президентскую кампанию первый открытый гей в американской политике Пит Бутидждич. Бывший мэр городка Саут-Бенд в Индиане неожиданно выиграл первые кокусы в Айове, и финишировал вторым в Нью-Гемпшире. Единственным серьезным поражением мэра Пита, как его называют в Америке, стали результаты в Южной Каролине, где победил Байден. Очевидно, именно это стало настоящим индикатором неспособности Пита снискать расположение афроамериканского населения. Пит имел весомую поддержку среди молодежи и военных, ведь он в свои 38 – ветеран Афганистана. Кстати, его планы по реформированию медицины (это сейчас базовая электоральная тема демократов) не были такими радикальнымы, как у Берни Сандерса: а следовательно, были более реалистичными.

На самом деле так называемые «endorsments» (одобрение/поддержка) уже в течение нескольких кампаний не играют столь важную роль на национальном уровне, как кажется на первый взгляд. В большей степени такое впечатление создают медиа, но, справедливости ради, Джо Байден за последнюю неделю сделал все, чтобы изменить эту тенденцию. После субботних праймериз в Южной Каролине, где Байден получил почти 50%, и количественной победы по штатам в Супервторник его шансы перехватить инициативу значительно возросли. Поскольку именно Южная Каролина, которая была одним из первых четырех штатов, имеет самый большой процент представителей афроамериканского населения, Байден мог рассчитывать на их поддержку, ведь работал вице-президентом у Барака Обамы.

Выборы в США: кто претендует на пост президентаТрамп является фаворитом республиканцев, а среди демократов ожесточенная борьба продлится до июля, когда станет известен соперник действующего президента США.

Неписаное правило предвыборной гонки демократов как на праймериз, так и на общих выборах: «Кто приобретает голоса афроамериканского населения, тот и побеждает» оправдалось в этом штате как никогда. Байден сам не отрицает того, что его кампания к этой победе была почти «мертвой», однако избиратели все же дали ему шанс. Немалую роль именно для этой победы сыграла поддержка Джима Клайберна – наиболее влиятельного конгрессмена в штате.

С уверенностью можно утверждать, что сейчас преимущество на стороне Байдена. Поскольку либеральные избиратели, в отличие от консерваторов, терялись в многообразии кандидатов и их идей на праймериз, поддержка сначала Пита Бутиджидча и сенатора из Миннесоты Эми Клобучар в этой гонке и принесли Байдену номинальную победу в этой мини-дуэли.

Супер-сюрпризы на Супервторник

Во-первых, почему «супер»? Прежде всего потому, что в этот день есть шанс одновременно получить наибольшее количество делегатов. Каждый штат дает разное количество делегатов, в зависимости от населения. Например, в этом году впервые Калифорния с населением в 39 млн, которая пропорционально дает 415 делегатов на съезд партии, голосовала в Супервторник одновременно с Техасом, который мог обеспечить потенциальному абсолютному победителю 228 голосов. На примере первых четырех штатов в этой кампании легко прослеживается эффект «домино» в голосованиях по штатам. Именно поэтому Супервторник настолько важен: результаты в одних штатах влияют на дальнейшие электоральные настроения в других. Проголосовало всего 18 штатов из 50 – ни для кого, кроме тех кандидатов, которые покинули гонку, еще ничего не решено.

Пожалуй, самым большим разочарованием этой короткой для него кампании стал Майкл Блумберг. Несмотря на то, что он фактически не проводил агитацию «в поле», а сосредоточился исключительно на онлайн-рекламе во всех 14 штатах, он с треском провалил эти праймериз. Блумберг не снискал большинства делегатов ни в одном штате, поэтому вполне логичным выглядит его решение также выйти из гонки и поддержать Байдена. Откровенно, его неудачное появление на первых для него дебатах в Неваде значительно испортило ему кампанию, однако несколько процентов голосов именно у Байдена он все же отобрал, особенно в штатах, где преобладает процент «белого» населения. Блумберг потратил на свою кампанию около полумиллиарда долларов, но не получил ровным счетом ничего. Де-факто, эти праймериз также показали, что большой роли собственные деньги самого кандидата в американской политике не играют.

Супервторник подтвердил, что партия демократов, а еще больше – их сторонники, разделились на левых и умеренных. Байден победил в тех штатах, где мог получить победу, но поддержка Эми Клобучар и Пита Бутиджижча сплотила более умеренных либеральных избирателей вокруг Байдена. Например, в штате Миннесота, который в Сенате представляет Эми Клобучар, уверенно победил Байден, хотя по последним опросам там лидировал Сандерс. Неожиданно Байден победил в Массачусетсе, который является «домашним» штатом Элизабет Уоррен, где так же преимущество было на стороне сенатора из Вермонта.

Наиболее важные с математической точки зрения штаты, Техас и Калифорнию, Байден и Сандерс распределили почти поровну. По состоянию на сейчас еще продолжается подсчет голосов в Калифорнии и Техасе из-за большого количества граждан, которые отправили свои голоса в этот вторник. В Техасе Байден опередил Сандерса из-за поддержки местного конгрессмена О'Рурк и митинга в Далласе непосредственно в ночь перед открытием участков. Также уверенно и неожиданно Байден победил в Вирджинии и получил поддержку афроамериканского населения в Алабаме.

Супервторник, как видим, пережили не все. Клобучар и Бутиджич снялись непосредственно перед голосованием, а Блумберг фактически признал свое поражение. Элизабет Уоррен формально до сих пор остается в гонке, но де-факто только ради того, чтобы не дать Сандерсу вырваться вперед. После супервторника жизнь на праймериз продолжается и будет только набирать обороты. Уже вскоре будут голосовать, например, такие штаты, как Мичиган, который Сандерс выиграл на праймериз 2016 года; Огайо, где много так называемых «синих воротничков»; Флорида, в которой большая часть населения испанского происхождения; или Иллинойс, где преобладают афроамериканцы. В перечисленных штатах Байден и Сандерс имеют минимальное преимущество друг над другом, поэтому следующие масштабные праймериз 10 и 17 марта будут не менее ожесточенными, и именно март покажет, кто может вести кампанию на длинную дистанцию.

Владислав Фарапонов, эксперт аналитического центра «Ad astra», студент Wright State University, Ohio (США), специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: