Президент Владимир Зеленский обсудил снижение розничных цен на топливо с участниками рынка и представителями сетей автозаправочных станций (АЗС). «Мы обращаемся к вам с предложением более активно отреагировать на укрепление курса (гривны – ред.) и соответственно уменьшить цену на бензин. Не предоставить скидки, а (снизить цену – ред.) на табло», – сказал Зеленский. Участники топливного рынка, в свою очередь, отметили проблему нелегальных АЗС. По их данным, почти 25% автозаправок работают вне закона. В комментарии «Слово и Дело» член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук подчеркнул, что подобные встречи с трейдерами уместно организовывать министру энергетики или премьер-министру, но не главе государства.
На его взгляд, во встречи президента с трейдерами не было необходимости. А поскольку цены на топливо сети АЗС все-таки снизились после встречи, то получается, что в стране такой беспредел, что для трейдеров уже нет авторитетов и пришлось подключать президента.
Более того, энергетик предположил, что такое поведение трейдеров скорее связано с их осторожностью, какими-то опасениями и, возможно, желанием подружиться, ведь Зеленский только полгода на посту.
«Встреча Зеленского с трейдерами и ее результат подтвердили то, что если в стране изменится политический контекст либо, например, Зеленский утратит рейтинг, то рассчитывать на трейдеров точно не приходится. Сейчас трейдеры просто подыграли президенту», – констатировал Корольчук.
С другой стороны, нельзя сказать, что при курсе почти 24 гривны и практически 60 долларов за баррель нефти невозможно снизить цены, указал Корольчук.
Энергетик обратил внимание, что цена на дизтопливо топливо в среднем составляет 27 грн/л, бензин – на 50 копеек – 1 гривну дороже. Однако при текущем валютном курсе и ценах на нефть стоимость топлива в среднем должна быть на полторы гривны ниже.
По словам эксперта, трейдеры могли снизить цены на топливо месяц назад, когда курс только начал проседать.
По прогнозам энергетика, до конца года резкого и существенного снижения цен на топливо не будет, для этого больше нет оснований.
«В среднем на 50 копеек топливо еще может подешеветь к концу года. Однако это несущественно», – спрогнозировал энергетик.
В защиту трейдеров Корольчук отметил, что их затраты все равно были по всем направлениям, в связи с чем, возможно, тормозили снижение цен.
«Затраты по зарплатам, логистике, операционным – все выросли в цене. Нельзя сказать, что курс упал, поэтому быстро снижайте цены. Возможно, Зеленский во время встречи даже сподвиг трейдеров работать в небольшой минус, что не очень правильно», – уточнил Корольчук.
Кроме того, Корольчук обратил внимание, что во время встречи трейдеры подняли вопрос о контрафакте и нелегальных точках, но позиция президента этой темы особо не коснулась.
«Стоит провести аналогию с легализацией игорного бизнеса. Если президент приказал чуть ли не в один день закрыть все игровые залы, то в чем проблема приказать также закрыть нелегальные автозаправки? Игровой бизнес криминализирован, но рынок нефтепродуктов криминализирован не менее», – прокомментировал Юрий Корольчук.
Энергетик напомнил инициативу по увеличению акциза. Ключевым вопросом было то, что выгоду получит Коломойский. Речь шла также о перераспределении влияний на незаконные заправки, уточнил он.
«Коломойский ориентировался на это направление. Нельзя сказать, что лично он заинтересован, но его окружение имеет интерес. То, что Зеленский не трогает незаконные автозаправки, говорит о том, что у Коломойского есть свои интересы в этом рынке, а ОПУ – не противодействует», – акцентировал Корольчук.
В целом, по словам энергетика, встреча Зеленского с трейдерами была нужна президенту, чтобы показать «сильную руку».
«Не исключено, что его окружение убеждает в необходимости имитации «сильной руки». Мол, я всех собрал, дал по шапке, и все выполнили приказ», – подытожил Юрий Корольчук.
Отметим, в Украине цены на бензин и дизельное топливо на станциях крупных розничных сетей во вторник, 24 декабря, опустились в среднем на 0,5-1 грн/л.
Добавим, бензин и дизельное топливо с 2014-го по 2019 год подорожали более чем в два раза.
Динамика стоимости топлива для авто за последние пять лет – на нашей инфографике.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»