18 сентября в Минске состоялись очередные переговоры в рамках Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по вопросам урегулирования ситуации на Донбассе. По итогам заседания появился ряд противоречивых заявлений относительно применения Украиной так называемой «формулы Штайнмайера», которая расписывает очередность этапов прекращения войны на Донбассе. В своем первозданном варианте «формула Штайнмайера» до сих пор не устраивала украинскую сторону, поскольку она практически легализует боевиков в украинском правовом поле еще до передачи Киеву контроля над границей. На заседании ТКГ Украина отвергла этот вариант, хотя ранее глава МИД Вадим Пристайко сообщил, что дал согласие на применение данной формулы. Что могут означать такие несогласованности?
О том, что на заседании ТКГ в Минске будет обсуждаться применение «формулы Штайнмайера» несколько дней назад сообщило российское издание «Коммерсант». По информации издания, окончательные договоренности по поводу применения именно этой формулы, должны сделать возможной встречу между президентом Украины и России Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным в Нормандском формате.
Отметим, что так называемая «формула Штайнмайера» - это очередность этапов прекращения военного конфликта на Донбассе. Идея принадлежит нынешнему президенту Германии Франку-Вальтеру Штайнмайеру. В 2013—2017 годах он занимал должность министра иностранных дел ФРГ и принимал участие в переговорах в Нормандском формате по урегулированию ситуации на Востоке Украины.
Очередность «по Штайнмайеру» выглядит следующим образом. Сначала прекращение огня и разведение войск. Затем — закон об амнистии для боевиков «ЛНР-ДНР» и предоставление ОРДЛО особого статуса. Затем — выборы на оккупированной территории под контролем ОБСЕ. Если ОБСЕ подтверждает соответствие выборов международным стандартам, «особый статус» вступает в силу. Если же нет, то нет. Но лишь после всех этих процессов Россия должна вывести свои войска и передать Украине контроль над границей.
Фактически «формула Штайнмайера» определяет одну из модальностей выполнения Минских соглашений. До сих пор она не устраивала Украину, потому что предполагала проведение местных выборов под контролем боевиков и российских войск, а значит дальнейшую легализацию террористов в украинском правовом поле.
Несмотря на это, министр иностранных дел Вадим Пристайко сообщил, что еще в начале сентября дал согласие на «формулу Штайнмайера». (Возможно, именно это согласие, среди прочего, ускорило масштабный обмен пленными 7 сентября). Однако заседание ТКГ 18 сентября закончилось тем, что Украина поставила по «формуле Штайнмайера» свои условия.
Пресс-секретарь экс-президента Леонида Кучмы (сейчас он представляет интересы Украины в ТКГ) Дарка Олифер сообщила, что «формула» может быть применена только в случае соблюдения ряда пунктов, а именно: полного прекращения огня; обеспечения эффективного мониторинга специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на всей территории Украины; вывода с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники; разведения сил и средств вдоль всей линии соприкосновения; обеспечения работы (в ОРДЛО) украинского Центризбиркома, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей; установления контроля над границей, а также выполнения других пунктов, предусмотренных украинским и международным законодательством и Минскими соглашениями.
С чем же может быть связан такой «разброд и шатание»? Ситуация, при которой министр иностранных дел согласился применить германскую «формулу», а представитель интересов Украины в ТКГ выдвинул новые условия, которые больше соответствуют «непримиримой» политике прошлой власти, говорит о том, что новая власть, скорее всего, не имеет единой стратегии урегулирования конфликта на Донбассе. У Зеленского просто «прощупывают почву», пытаясь определить реакцию на те или иные шаги.
Вторую причину назвал все тот же «Коммерсант». По данным издания, Леонид Кучма заявил на заседании 18 сентября, что не подпишет согласованную редакцию «формулы Штайнмайера», поскольку это вызовет протесты в Украине.
Такая версия также похожа на правду. Достаточно вспомнить события в Киеве, 18 сентября, когда полиция задержала мужчину, который угрожал взорвать мост Метро. Движение по мосту пришлось перекрыть, что вызвало транспортный коллапс в столице. В процессе переговоров выяснилась одна из возможных причин такого поведения – протест против «капитуляции на Донбассе». Злоумышленник, якобы, ранее был участником АТО.
Если версия насчет мотивов верна, то это первый тревожный звоночек для действующей власти – достижение мира на Донбассе в русле Минских соглашений грозит внутренними волнениями. И они могут быть более масштабными и опасными, чем перекрытие моста Метро. Очевидно, это прекрасно чувствует Леонид Кучма.
Однако другой серьезной «дорожной карты» урегулирования конфликта на Донбассе, кроме Минских соглашений, в распоряжении Владимира Зеленского просто не существует. И действующий президент просто не может позволить себе затягивать процесс прекращения войны, если, конечно, ему дорог его политический рейтинг.
Денис Попович, специально для «Слово и Дело».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»