На досрочных парламентских выборах-2019 была самая низкая явка за всю историю выборов. И у каждого, кто не пришел на выборы были свои резоны – кто-то был в отпуске или на даче, а кто-то принципиально решил продемонстрировать свое отношение к политикам. Некоторые избиратели все же пришли на участки, но испортили бюллетень, а были и такие, кто предпочли отдать голос за непроходимую партию. Каждая позиция имеет право на существование и свою логику, но к чему она приводит в итоге «Слово и Дело» спросило у эксперта по конституционному праву Богдана Бондаренко.
Я пришел на выборы и проголосовал за проходную партию
По словам Бондаренко, те, кто пришли и проголосовали за проходную партию, в любом случае выиграли, ведь теперь у них есть свой представитель в парламенте, нравится это кому-то или нет.
Я проголосовал за непроходную партию
Избиратели, проголосовавшие за непроходную партию, делятся на тех, чья политсила набрала 2% голосов или нет.
Напомним, партии, получившие 2% голосов, не проходят в Раду, но получают из бюджета Украины финансирование. Избиратель, чья партия не прошла в парламент может утешаться тем, что он «завоевал» для своей политсилы определенную сумму денег из своих налогов, таким образом поддержав партию.
Впрочем, каждый избиратель отдал часть своих налогов на поддержку финансирования политических партий. Если партия не преодолела двухпроцентный барьер, то это означает, что деньги такого избирателя равномерно распределятся среди всех партий, набравших 2%.
Я пришел на выборы и испортил бюллетень
Те, кто порвал или перечеркнул бюллетень, а таких обычно на каждых выборах бывает около 2,5%, могут быть уверены, что они выразили свой протест власти и показали, что не поддерживают ни одного кандидата или партию. Правда, на практике это практически приравнивается к тому, как если бы избиратель не ходил на выборы, хотя и дает уверенность, что именно этот конкретный бюллетень не использовали для фальсификаций.
Я не пришел на выборы
В демократической стране можно проигнорировать право выбирать своего представителя в парламенте, это не карается законом. Но если учитывать, что из тех украинцев, у которых есть право голоса (около 13 млн человек) на участки пришли менее половины, то получается, что в парламент зашли партии, которых привели к власти не большинство украинцев, а определенный круг людей, которые определили своего кандидата. При этом никто из избирателей – ни пришедшие на выборы, ни те, которые «прогуляли» – не хотят брать на себя ответственность за выбор.
Сейчас уже идут разговоры о том, что явка ниже 50% указывает на недостаточную легитимность этого парламента. С другой стороны, этот фактор лишь один из дополнительных, так как легитимность парламента будет определяться постоянной поддержкой его решений и доверием к нему.
Ранее «Слово и Дело» исследовало, что партии IX созыва наобещали украинцам в три раза больше, чем их предшественники.
Также мы писали, как выполняли свои программы партии Верховной рады VIII созыва.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»