Какие предвыборные страхи мешают украинцам сделать выбор

Читати українською
Ярослав Телешунполитолог, эксперт UCSD

Сегодня значительное внимание общественности, экспертных кругов и журналистского сообщества приковано к главному «фрик-шоу» государства – выборам. И это не удивительно, у граждан Украины еще есть определенная вера в то, что выборы, а тем более президентские, могут повлиять на их будущее и будущее своей страны (и это позитив для проекта «Украина»). Ведь, как говорится, надежда умирает последней (даже если ее старательно пытаются добить). Большинство граждан, идя на выборы, все же скорее стремятся выразить свои надежды, нежели страхи. Однако и «избирательные страхи» не отпускают нас далеко.

И страхов этих немало: это и «близнецовое» сходство кандидатов, и большой объем лжи, льющейся из СМИ, и угроза внешнего вмешательства, и безграничные фальсификации, и очередная партия пинг-понга «комплиментов» кандидатов в президенты, и вмешательство силовых структур в выборы и тому подобное. На самом деле, список таких страхов и угроз неисчерпаем. А если думаете, что у него все-таки есть конец... то вы сильно недооценивается креативность украинского политикума. Как только вы решили, что это все «дно»/«предел», они нас удивляют и, надо отдать им должное, совсем неожиданным образом.

В чем же причина этих страхов? Кроме неисчерпаемого таланта и ресурса «креативности» украинского истеблишмента, в высоком уровне недоверия граждан к государственным институтам и процедурам. Недоверие, вызванное сначала разрушением государственных институтов, затем их трансформацией в бизнес-инструменты, а теперь длительным реформированием. В данном контексте о доверии к политикам, наверное, и не стоит говорить, ведь иногда создается впечатление, что «политик» и «доверие» являются словами весьма несовместимыми (а иногда и антагонистическими). Как минимум в украинской практике.

Давайте после выборов: о чем молчат будущие президентыКандидаты в президенты навязывают избирателям собственную повестку дня. Но почти никто не говорит о конкретных шагах по решению проблемных вопросов, которые на самом деле волнуют рядовых украинцев.

Если просмотреть результаты всеукраинского опроса общественного мнения, проведенного Киевским международным институтом социологии в декабре 2018 года, то можно увидеть, что наиболее авторитетными среди социальных институтов для украинцев являются: обычные люди в родном населенном пункте (68% – доверяют, 12% – не доверяют), волонтеры, помогающие армии (63%/16%), и волонтеры, помогающие переселенцам (61%/14%).

В свою очередь «антирейтинг» доверия граждан возглавляют Верховная рада Украины (8% – доверяют, 80% – не доверяют), российские средства массовой информации (4%/75%) и правительство нашей страны (11%/74%).

Анализируя «топ доверия» с обоих концов рейтинга, видим, что украинцы доверяют согражданам и не очень жалуют государственные институты (говорить о недоверии украинцев российским СМИ не имеет смысла, и так все понятно). И этому существует абсолютно логичное объяснение. Сегодня перед украинской властью стоят 5 основных проблем, которые должны быть решены в ближайшее время. Качество и эффективность решения этого перечня определяет уровень доверия населения к государственным институтам.

К таким проблемам можно отнести:

  • решение вопроса «войны и мира», а также возврат временно оккупированных территорий в состав Украины. К сожалению, даже не все кандидаты в президенты помнят об этом. По заявлению прокурора АР Крым Гюндуза Мамедова, в программах 14 кандидатов отсутствует вообще слово «Крым»;

  • борьба с тотальной бедностью украинцев. По данным Укрстата, более половины населения (58,7%) доходы ниже среднего уровня (т. е. ниже 9 тыс. 249 грн в месяц), а по данным ООН, 60% наших сограждан живут за чертой бедности. Поэтому абсолютно правдиво заявление Порошенко, что «у Украины сейчас два врага: РФ... и второй враг – это бедность». Однако именно бедность является главным врагом, делающим возможным появление другой угрозы, будь-то внешней или внутренней;

  • колоссальная миграция из Украины. За годы независимости выехало более 8 млн граждан, что сораизмеримо в населением Израиля или Австрии;

  • борьба с коррупцией в государстве. По рейтингу Transparency International, Украина занимает 2-е место среди самых коррумпированных стран Европы, уступая лишь России;

  • и последняя, но не менее важная проблема, – это обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Украине.

Накануне выборов особенно важен вопрос соблюдения прав, в частности избирательного права граждан. Особенно острой проблема становится, когда силовые структуры трансформируются в приложение отдельных политсил. Возможно, граждане и не задумывались бы над такой проблемой, однако уровень доверия к правоохранительным органам и спецорганам по правоохранительной функции оставляет желать лучшего: патрульной полиции доверяют 30% граждан, не доверяют – 45%, Национальной полиции – 29%/49% и СБУ – 21%/48% соответственно.

Стоит отметить, что полиция в наибольшей степени непосредственно контактирует с гражданами, поэтому весьма важно доверие граждан к данному правоохранительному органу. А в этом плане полиция, как и другие государственные структуры, сильно уступает уровню доверия к соответствующим структурам наших «западных» партеров.

Согласно данным Института Гэллапа, в 2018 году в США полиции полностью доверяют 54% граждан, частично – 31%, что демонстрирует 3-й результат среди социальных институтов. Полиция уступает только армии – 74% доверия и малому бизнесу – 67%. В Германии полиция является структурой с высоким уровнем доверия в 83%, опережая университеты (80%) и больницы (75%). Не последнюю роль в таком высоком уровне доверия играет уверенность граждан ЕС и США в том, что полиция является деполитизированным институтом. Более того, согласно исследованию Our World in Data, люди в европейских государствах доверяют полиции больше, чем своим согражданам (в таких странах, как Франция, Португалия, Венгрия, Италия, Люксембург, Австрия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Норвегия).

Решение проблемы тотального недоверия граждан государственным институтам видится в преобразовании государственных институтов в сервисные структуры, которые бы независимо от личного «люблю»/«не люблю» предоставляли качественные услуги гражданину.

Ярослав Телешун, политолог, эксперт Украинского центра общественного развития, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: