5 лет от штурма Майдана. Как изменилась Украина?

Читати українською
Александр Леоновполитолог

Сегодня, 18 февраля, 5-я годовщина расстрелов на Майдане – противостояния в Украине между силовиками и протестующими. 18-20 февраля 2014 года на Майдане Независимости погибло более 100 граждан, названых «Небесной сотней». Они были расстреляны во время ожесточенных протестов против тогдашнего президента Виктора Януковича. Это противостояние стало завершающим этапом Революции достоинства. Результатом событий стало отстранение 22 февраля от обязанностей Виктора Януковича и назначения досрочных президентских выборов на 25 мая 2014.

Исполнительный директор Центра прикладных политических исследований «Пента», политолог Александр Леонов подчеркнул, что главным отличием этих событий от Оранжевой Революции стало рождение активного гражданского общества.

«Мы видим, что активисты пытаются контролировать действия власти, борются за права и свободы, отстаивают права в регионах. Иногда ситуация выходит за рамки конечно. Нападения на активистов. Это тоже есть. И это говорит о том, что активисты узнают ту информацию, которая никогда не выходили в публичную плоскость», - рассуждает политолог.

Кроме того, эксперт констатировал, что сейчас ярко выраженным стал евроинтеграционный курс Украины.

По его мнению, Украина действительно как никогда близко приблизилась к ЕС и НАТО. Он уточнил, что Соглашение про Ассоциацию ставит перед нами ряд важнейших задач по имплементации европейского законодательства.

Годовщина расстрелов на Майдане: что обещают политики18-20 февраля в Украине вспоминают тех, кто погиб в результате расстрелов на Майдане. Эти дни стали самыми кровавыми за время Революции Достоинства.

«Это дорожная карта по реформированию страны. Важно иметь такой план, особенно когда он утвержден на международном уровне и является обязательным к исполнению. Постепенно, но Украина идет в правильном направлении», - уверен эксперт.

Среди изменений, которые произошли, политолог также выделил открытие различных реестров, число которых подходит к 200.

«Свет всегда сужает возможности для коррупции и дает активистам возможность контролировать много происходящего в стране», - отметил он.

Внедрение электронного правительства не просто облегчает жизнь гражданам, но и сокращает коррупционные возможности, модернизирует страну, подчеркнул политолог.

Эксперт напомнил заявление Миклоша о том, что в Украине до Революции Достоинства было три системных направления, где воровались огромные деньги, одно из которых энергетическое.

«Сейчас, поскольку все переговоры идут при участии партнеров ЕС, мы видим, что была ликвидирована коррупционная схема, благодаря которой газ получали отдельные олигархи. Следующий шаг – создание энергорынка и заключение отдельных контрактов с пользователями, разделение «Нафтогаза» на три структуры, чтобы устранить монополию. Сейчас мы на середине пути», - говорит Александр Леонов.

Второй аспект, касается госзакупок, отметил он. Благодаря системе «Прозорро» мы видим, что есть механизмы контроля.

По его словам, еще одно направление связано с госпредприятиями и приватизацией. Здесь успехи есть, но пока минимальны, потому что коррупционные схемы там еще остаются. Эксперт добавил, что, когда апеллируют к тому, что госпредприятия нельзя приватизировать – это не соответствует действительности.

Помните ли вы все требования Евромайдана и обещания политиков – тестЧерез пять лет события Евромайдана и Революции Достоинства вспоминаются уже не так четко. Будто отдельные фотографии, вырванные из контекста. Предлагаем протестировать себя – помните ли Вы требования Майдана, действия политиков пять лет назад и их обещания.

Политолог аргументировал, что если посмотреть западные примеры, то там такие госпредприятия приватизировали за минимальную сумму, но таким образом, государство получало прибыль, налоги и разрушило какие-то «серые» схемы.

«В этих трех сферах происходят изменения. До Майдана «дыра» НАК «Нафтогаза» была больше 100 млрд грн. Потери на госпредприятиях больше 200 млрд грн. Потери на госзакупках – сотни миллиардов. На двух направлениях удалось достичь реальных сдвигов. Госпредприятия также вышли в плюс. Но там сложнее ситуация сама по себе. Чтобы системно решить вопрос нужна приватизация», - разъясняет Александр Леонов.

Политолог также подчеркнул, что важным был запуск декларирования, которое много критикуют, но это важный инструмент контроля за политиками, которые уже вынуждены легализировать свои доходы.

Следующий шаг – закон о лоббировании, считает он.

«Лучше мы будем знать кто за чем и кем стоит. Это касается и избирательной кампании. В частности, уже стал вопрос о том, что фонды должны наполнятся до выборов, а не во время и общество должно знать, кто делает отчисления. В этом нет ничего страшного. Если Зеленского финансирует Коломойский, то общество имеет право знать. И тут также мы пока на середине пути», - анализирует Александр Леонов.

Нельзя обойти децентрализацию, добавил эксперт, отметив, что это то направление, которое может быть прорывным.

Эксперт обратил внимание, что часто в Украине проводят параллели с Польшей. Но эта страна стала успешной не только благодаря экономическим реформам, а и административно-территориальной реформе, которая дала импульс для появления новых политических элит.

«В Польше эта реформа длилась 12-15 лет. Поэтому нужно понимать, что это путь не близкий. Реформы вообще невозможно провести быстро. В Румынии, где есть аналог НАБУ, этот орган полноценно заработал только через 10 лет после создания», - обозначил политолог.

Эксперт отметил, то, что в Украине создается антикоррупционная вертикаль уже хорошо. Да, хотелось бы, чтобы она заработала сходу, но тут много нюансов – нужны кадры.

Он настоял, просто арестовать кого-то и дотянуть потом доказательную базу – не вариант. Нужно учесть, что люди, к которым будут предприняты меры имеют ресурсы на адвокатов и могут дойти до ЕСПЧ.

Кроме того, предоставление автокефалии УПЦ также можно отчасти считать результатом, отметил он.

«Да, пусть были ранее созданы предпосылки, условия, которые президент смог использовать, но можно сказать, что, если бы не было Революции – не было бы и УПЦ», - говорит Леонов.

В целом, спустя пять лет страна действительно изменилась и без Революции это было бы невозможно, констатировал политолог.

«Конечно агрессия РФ тоже поставила Украину перед выбором – или страна меняется, или погибнет. Часть изменений уже стали необратимыми», - резюмировал Александр Леонов.

«Слово и Дело» проанализировало, какие обещания политики дают участникам Революции Достоинства.

Проверить, помните ли вы требования Евромайдана и обещания политиков, можно с помощью нашего теста.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: