«Иду в президенты»: можно ли баллотироваться, если нет миллионов?

Читати українською
Баллотироваться в президенты Украины могут те, у кого есть деньги на залог. Противоречит ли это Конституции Украины и хватит ли собранных с кандидатов средств, чтобы покрыть избирательные расходы?
Слово и Дело

Эти выборы уже стали рекордными по количеству желающих принять участие в президентской гонке. Документы подал 91 человек, уже более 30 – официально зарегистрированы. Еще 24 претендента получили отказ ЦИК. Среди них были и те, кто внес слишком маленький залог. Например, Игорь Сухих внес лишь 2 гривны 50 копеек залога. Он пояснил, что таким образом хотел привлечь внимание к несоответствиям в законодательстве. «Слово и Дело» разбиралось, действительно ли в президенты может идти только состоятельный человек и не нарушаются ли таким образом права простых украинцев.

Спор между сторонниками большого залога и теми, кто считает, что таким образом отсеиваются обычные люди, продолжается уже давно. Но есть бойцы невидимого фронта, которые предпочитают действовать. Чтобы привлечь внимание к проблеме с залогом, Игорь Сухих подал в ЦИК полный перечень документов, но заплатил лишь 2 гривны 50 копеек вместо необходимых 2 миллионов 500 тысяч гривен. Он считает, что существуют разногласия между Конституцией и законом «О выборах президента Украины».

Парламентские выборы-2019: у каких партий есть шансыПо данным социологов, на парламентских выборах поддержку имеют шесть партий. В частности, Батькивщина с показателем 21,2 процента – в лидерах.

«Самым главным документом Украины является Конституция, 103-я статья которой четко регламентирует, что президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший тридцати пяти лет, имеющий право голоса, проживающий в Украине в течение десяти последних перед днем выборов лет и владеющий государственным языком. Точка. Больше никаких ограничений главный документ государства не предусматривает. Никаких двух с половиной миллионов залога и других прихотей, прописанных в законе Украины «О выборах президента Украины», – написал он в Facebook.

Получив ожидаемый отказ в ЦИК, Сухих объяснил, что принцип «Заплати и получишь право» должен отойти в историю, а на смену ему прийти государственная программа электронного голосования.

Противоречит ли избирательное законодательство Конституции Украины, «Слово и Дело» расспросило эксперта по конституционному праву Александра Москалюка. По его мнению, если бы не было залога, то избирательные бюллетени были бы еще длиннее, чем сейчас.

«Представьте, если бы залога не было? На самом деле, эта норма направлена на то, чтобы предотвратить злоупотребление правом. И, среди прочего, проверить организационные способности того, кто хочет быть кандидатом, сможет ли он собрать необходимую сумму. Для нормального политика это не проблема. И пример Гнапа как раз прекрасно это иллюстрирует», – сказал Москалюк.

Украина потратит около 5 миллиардов на ЦИКГосударственный бюджет на 2019 год предусматривает затраты в объеме более 4,8 млрд грн на Центральную избирательную комиссию.

Юрист процитировал решение Конституционного суда Украины об избирательном залоге: «Денежный избирательный залог нельзя рассматривать как ограничение пассивного избирательного права (право баллотироваться – ред.) граждан по признаку имущественного положения. Установление денежного залога не нарушает конституционного права равенства граждан перед законом и равенства их конституционных прав и свобод, а также принципа равенства политических партий перед законом».

По его убеждению, денежный залог используется в мировой практике не как имущественный ценз, а как одно из условий регистрации кандидатов для участия в выборах.

«Согласно решению КСУ, имущественный избирательный ценз непосредственно связан с имущественным состоянием лица и характеризуется совокупностью недвижимого имущества, определенным уровнем годового дохода гражданина, определяет его как собственника», – уточнил он.

Далее в выводах КСУ говорится, что целью денежного залога является ограничение или устранение злоупотребления гражданином избирательным правом, прежде всего за счет налогоплательщиков.

«То есть можно сделать бюллетень из тысячи человек, но я не хочу платить за то, что кому-то просто захотелось баллотироваться. Никто же не говорит, что эти 2,5 миллиона гривен должны быть собственными деньгами политика. Пожалуйста, соберите необходимую сумму и баллотируйтесь», – сказал Москалюк.

На самом деле, средства, поступившие от кандидатов в президенты, даже не до конца покроют расходы, связанные с выборами. Глава правления Института мировой политики Виктор Шлинчак подсчитал, что для этого понадобилось бы зарегистрировать около тысячи кандидатов.

«Если взять 89 кандидатов (на момент подсчета было именно столько – ред.) и по 2,5 миллиона гривен залога. Получается 222,5 миллиона. Хорошо, двум вернут – минус пять. 217,5 миллионов. В государственный бюджет. Но, как планировала ЦИК, на выборах президента должно быть потрачено 2 миллиарда 355 миллионов гривен. Поэтому, чтобы выйти хотя бы «в ноль» затрат, в выборах должны принять участие 942 кандидата. Так что у нас с кандидатами не перебор, а явный недобор», – написал Шлинчак в соцсети.

Есть и те, кто выступает за увеличение залога до 10 миллионов гривен. Именно с такой инициативой выступил в октябре Комитет избирателей Украины.

«Мы предлагаем повысить денежный залог в четыре раза – с 2,5 до 10 миллионов гривен с тем, чтобы поставить определенные препятствия для кандидатов, которые воспринимают выборы как некий комический жанр или как защиту от преследований», – отметил глава КИУ Алексей Кошель.

Также он предлагает, чтобы залог возвращался не только двум участникам второго тура, но и тем кандидатам, которые получили более 5-7% голосов.

Ирина Рыбинская, специально для «Слова и Дела»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.