Швеция, Финляндия, Беларусь, Сербия, Австрия, Турция – те страны, которые действительно могут отправить свои силы на Донбасс, но есть нюансы. Относительно Беларуси опасения напрасны.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал глава совета Всеукраинского объединения «Союз участников миротворческих операций» Сергей Грабский, оценивая заявление Курта Волкера о том, что Швеция, Финляндия, Австрия, Беларусь, Сербия и Турция могут отправить миротворцев на Донбасс.
Эксперт напомнил, что Беларусь неоднократно заявляла о готовности отправить контингент на Донбасс, Лукашенко говорил о 15 тысячах.
«Однако есть понятие сертификации готовности. Беларусь может предоставить максимум одну роту. Во-вторых, есть неписанное правило ООН, согласно которому государство, имеющее общую границу с государством, в котором происходит конфликт, как правило, не отправляет миротворцев для того, чтобы избежать даже потенциальных обвинений», – отметил Грабский.
Сложно представить, к примеру, какой будут реакция, если Венгрия заявит о желании ввести миротворцев в Украину, добавил он.
«Точно так же с Беларусью», – уточнил эксперт.
По его словам, насчет остальных стран вопросов почти нет.
«Во-первых, это страны, которые входят в ЕС, но не входят в НАТО. Во-вторых, Швеция, Финляндия, Австрия – страны, которые имеют огромный опыт в таких операциях. На территории Финляндии и Австрии есть центры подготовки миротворческого персонала и подразделений»_, – констатировал он.
Кроме того, введение миротворцев из этих стран предусматривает расширение экономического сотрудничества с ними. Это позитив, потому что вслед придет австрийский и финский бизнес, подчеркнул специалист.
Что касается Сербии, то есть нюанс в том, насколько в принципе сербские силы готовы принимать участие в каких-либо операциях.
«Есть ли у Сербии готовые сертифицированные подразделения, которые могут выполнять такие задачи?», – уточнил он.
Даже если речь о странах, которые, возможно, как-то играют на руку РФ, нужно понимать, что есть свои особенности управление миссией, пояснил эксперт.
«То есть влияние почти исключено. Постоянная ротация, меняются командующие, дислокация подразделений. Даже если взвод Сербии участвует, то это около 200 человек. На фоне 20 тысяч это не играет роли. Их присутствие больше политическое, чем фундаментальное», – акцентировал он.
По его словам, вопрос миротворцев реально активизировался.
«В 2014 году этот вопрос даже не рассматривался. Позже РФ предложила свой вариант. Но он не работает с середины прошлого века. Был пример Кипра. Мы имеем еще более древний конфликт между Индией и Пакистаном, где миротворцы до сих пор есть, но даже без потенциального шанса закончить конфликт», – привел пример специалист.
«Исходя из огромной затратности данных операций, естественно, международное сообщество не может допустить проведение операции в таком формате. Миротворческая операция проводиться по новым правилам, по единому стандарту. Примеры – Гаити, Конго», – резюмировал Сергей Грабский.
В какие страны Европы и с каким мандатом вводили миротворческие силы, как это помогло окончанию конфликта – на нашей инфографике.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»