Изменения в Конституцию относительно закрепления курса Украины на европейскую и евроатлантической интеграцию в случае их принятия Верховной Радой, по большому счету, не будут оказывать ни хорошего, ни плохого влияния на внешнеполитические устремления государства. Интересна попытка Порошенко легитимизировать влияние президента Украины на внутреннюю политику через реализацию европейского направления развития страны. Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт Центра политико-правовых реформ Богдан Бондаренко.
«Несмотря на то, что Конституция содержит нормы прямого действия, никто не сможет заставить высшее руководство государства реализовать предложенные президентом изменения, поскольку они не имеют юридических последствий. То есть привлечь к ответственности любого, кто откажется их выполнять, невозможно. На самом деле, эти правки в Конституцию не плохие и не хорошие, а просто бесполезные», – считает юрист.
По его мнению, даже если после выборов к власти придут пророссийские силы, то не исключено, что они снова изменят Конституцию и все вернется назад. Если для этого не хватит 300 голосов в Раде, то на уровне Кабмина просто не будет реализовываться Соглашение об ассоциации с ЕС.
«Ведь все евроинтеграционные процессы у нас сводятся к тому, реализует правительство Соглашение об ассоциации или нет, а также примет ли Верховная Рада необходимое законодательство для того, чтобы правительство ее реализовывало», – пояснил Бондаренко.
Поскольку модель нашей Конституции уже сейчас предполагает, что парламент формирует внутреннюю и внешнюю политику, правительство ее реализует, а президент не вмешивается, то эксперт не исключает, что Порошенко изменениями в основной закон пытается узаконить свое влияние на внутреннюю политику государства.
«Предлагаемые изменения предусматривают, что президент будет гарантировать реализацию курса на обретение Украиной полноправного членства в НАТО и ЕС. Но это в первую очередь зависит не от Украины, а от стран ЕС и НАТО, которые проголосуют или нет за наше полноценное членство. Возможно, президент, внося себе новые полномочия, пытается каким-то образом легитимизировать свое влияние на внутреннюю политику. Периодически президент заявляет, что он дает поручение правительству по каким-то вопросам. Хотя, согласно Конституции, он не имеет на это права. Но если президент должен будет гарантировать курс на евроинтеграцию, то теоретически он должен иметь на это какие-то полномочия. Именно в этой части и начинается легитимизация практики давать поручения правительству», – считает эксперт.
Что касается намерения исключить пункт 14 в переходных положениях Конституции, которым российскому Черноморскому флоту разрешалось находиться на территории Крыма на правах аренды, то, по мнению Бондаренко, здесь нет никаких противоречий, это давно нужно было сделать.
Но что касается глобального намерения закрепить продвижение Украины к членству в НАТО, то проблема заключается в том, что в правках не прописаны четкие критерии.
«Вдруг лет через пять НАТО будет переименован в какую-то другую структуру, и тогда снова придется вносить изменения в Конституцию. Нельзя закреплять в Основном законе такие узкие вещи и понятия, потому что Конституция – это общие положения, закрепляющие основные принципы существования общества и граждан страны», – подчеркнул Бондаренко.
По его мнению, парламент до выборов не успеет принять президентский законопроект об изменениях в Конституцию, поэтому эта инициатива больше похожа на пиар.
«Законопроект сейчас зарегистрировали, теперь нардепы примут постановление об обращении в КСУ, который вынесет свое решение о том, что в нем нет нарушения прав человека и он не противоречит процедуре. Затем законопроект должен пройти первое чтение, а на следующую сессию, которая начнется в феврале (при условии, что КСУ успеет вынести решение по этому законопроекту), они должны дать 300 голосов «за». До выборов президента они не успеют», – считает он.
По мнению эксперта, теоретически в новых положениях может возникнуть конфликт с первым разделом Конституции, где говорится о невозможности существования иностранных военных баз на территории Украины.
«Членство в НАТО не предусматривает автоматического создания иностранных баз на территории Украины. Оно предусматривает, что украинские военные становятся военными НАТО. Но теоретически могут возникнуть проблемы с Конституцией. Для того, чтобы поменять первый раздел Конституции, сначала нужно провести референдум, но пиар не предусматривает таких серьезных усилий», – подчеркнул Богдан Бондаренко.
Ранее мы писали, что обнародован текст предложенных президентом Украины изменений в Конституцию.
Как прокомментировала предложения изменений в Конституцию вице-премьер по евроатлантической интеграции Климпуш-Цинцадзе – в интервью «Слову и Делу».
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»