Нужно ли менять Конституцию ради курса на ЕС и НАТО?

Читати українською
Юлия Кириченкоэксперт Центра политико-правовых реформ
Руслан Бортникполитолог

Президент Петр Порошенко на параде в честь Дня независимости подчеркнул важность присоединения Украины к НАТО и ЕС. «Буду настаивать на закреплении в Конституции нашего стремления присоединиться к Евросоюзу и вступить в НАТО. Юристы нашли формулу, как это сделать оптимально и быстро. До открытия сессии Верховной Рады, которая запланирована на 4 сентября, подам соответствующий законопроект», – заявил Порошенко. К слову, еще 24 марта 2018 года глава государства пообещал в ближайшее время инициировать внесение изменений в Конституцию относительно закрепления стратегической цели развития государства – членства в Евросоюзе и НАТО. Так, в настоящее время известно, что президент зарегистрировал в Раде поправки в Конституцию. Изменения внесут в статьи 85, 102, 116, а также в преамбулу Основного закона.

Эксперт Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко подчеркнула, что ничего плохого в самих изменениях нет, однако именно данные статьи фиксируют полномочия и ВР.

«Зачем вносить туда изменения с целью евроинтеграции и вступления в НАТО, пока не совсем понятно. Важно будет увидеть, что именно предлагается, а пока анализировать сложно. С преамбулой – да, изменения могут быть», – отметила Кириченко.

Как пояснила специалист, Конституция нуждается в комплексных изменениях в части балансировки властного треугольника «президент-парламент-правительство».

Поэтому, по ее словам, целесообразно было бы разработать президенту в рамках конституционной комиссии комплексные изменения и пересмотреть изменение политики государства.

«Когда президент, вероятно, на последнем сроке полномочий предлагает внести изменения в Конституцию, которые формируют государственную политику, это выглядит не очень последовательно, поскольку нет уверенности, что именно этот президент в будущем будет ее формировать. Несмотря на то, что европейский курс заслуживает поддержки, правильнее было бы в начале своих полномочий думать над тем, чтобы в Конституции прописать определенные намерения», – уточнила эксперт.

Сейчас это больше похоже на политическую кампанию, поскольку действующий парламент уже не успеет до выборов их внести, потому что нет двух сессий, подчеркнула Кириченко.

Как Порошенко нарушает КонституциюПрезидент Украины обязан подписать принятый Верховной Радой законопроект в течение 15 дней или вернуть в парламент. Но на практике некоторые законодательные инициативы ждут годами, а другие подписываются в день поступления на Банковую.

Президент четко осознает, что до его выборов мы не успеем внести изменения в Конституцию. Нужны хотя бы две последовательные сессии, а остается еще одна. Далее – еще сессия и парламентские выборы, добавила она.

К тому же, выглядит странно внесение изменений по евроинтеграции именно в статьи 85, 102, 116, фиксирующие полномочия и ВР, акцентировала юрист.

«Бывает, что указана одна цель, а по тексту – другая. Это не значит, что в этой ситуации именно так, но дальше будет видно», – отметила она.

По ее словам, ничего сверхопасного в том, что хотят закрепить курс на ЕС и НАТО в Конституции, нет.

«Просто изменения в Конституцию как основное соглашение должны вноситься исходя из определенных пожеланий и намерений украинского народа. Источник власти – народ. Поэтому фиксировать некоторые планы можно, это положительно, однако опираться следует на волю народа. Есть разные методы, как это делать, по крайней мере устроить широкую дискуссию», – пояснила эксперт.

«Без широкой дискуссии внесение конституционных изменений, даже если одна часть общества поддерживает, а другая часть еще думает, без согласования и нахождения консолидированной позиции общества, может лишь навредить», – резюмировала Юлия Кириченко.

Политолог Руслан Бортник отметил, что президент пытается переписать Конституцию под месседжи своей избирательной кампании.

«Ни одна страна НАТО не вносила подобных изменений, поскольку все страны понимают, что Основной закон – это основа государства, это нечто постоянное, стабильное, а любые экономически военные блоки – конъюнктурный элемент политики», – констатировал эксперт.

По его убеждению, подобные вопросы должны решаться иначе, например, выноситься на общественное референдум, и если большинство украинцев поддержит инициативу, то можно двигаться в данном направлении.

«Тем более такие изменения все равно не приближают Украину ни к ЕС, ни к НАТО ни на миллиметр. Существует риск, что 300 голосов не найдется, несмотря на то, что у нас доминирует западный вектор. Чтобы это не стало элементом пиара, нардепы могут не дать голосов», – резюмировал политолог.

Как президент нарушает Основной закон – на нашей инфографике.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: