Способность страны конкурировать за светлое будущее во многом зависит от уровня образования детей. Сейчас существует международная система мониторинга качества образования, в которой принимают участие более 70 стран мира. Мы решили рассказать о трех наиболее масштабных исследованиях качества общего среднего образования, ученики каких стран занимают первые места в этих конкурсах и как справляются с задачами наши школьники.
Международная программа по оценке учебных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment) оценивает уровень знаний учащихся в средней школе. У детей проверяют знания в математических и естественных дисциплинах (химия, биология, география), а также читательскую грамотность. В этом исследовании участвуют 15-летние школьники.
Исследование PISA проводят один раз в три года, поэтому оно дает возможность оценить эффективность изменений в образовании за этот период и проанализировать, что необходимо менять.
Тестирование адаптируют под изменения в мире. Так, в 2012 году его участники выполняли интерактивные задания, в которых нужно было виртуально исследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.
В исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) школьникам дают два текста: научно-популярный и художественный. Прочитав их, дети должны ответить на несколько вопросов, которые оценивают четыре навыка: находить информацию, формулировать выводы, обобщать информацию, давать анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Средний возраст детей, у которых проверяют качество чтения и понимания текста, – 10,5 лет. Но в странах Восточной Европы мальчики начинают учиться в семь лет, поэтому их возраст в среднем 10,7-10,9 лет. PIRLS проходит раз в пять лет.
Исследование качества математического образования TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) проходит каждые четыре года и проверяет, как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки. В тестировании принимают участие ученики 4-х и 8-х классов.
В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников – тогда у старшеклассников углубленно проверяли понимание математики и физики.
Интересно, что вместе с конкурсом в странах-участницах проводят анкетирование, чтобы исследовать особенности обучения. Анкеты заполняют не только школьники, но и учителя, и администрация школ. Информация, которую ученые получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественным образованием в стране.
Результаты тестов показывают, что за последние 18 лет пальма первенства по качеству образования перешла от скандинавских стран в регион Юго-Восточной Азии. Если в 2001-2006 годах первые места занимали Швеция, Финляндия, Норвегия, Канада, то с 2009 года почти по всем показателям лидерами стали школьники Сингапура, Южной Кореи, Китая (провинция Шанхай), Гонконга.
Украина дважды принимала участие в исследовании TIMSS – в 2007 (среди учеников 4-х и 8-х классов) и 2011 (среди учеников 8-х классов) годах. Участниками исследования 2011 года стали 3 тысячи 378 учеников 8-х классов из 148 общеобразовательных учебных заведений Украины.
По результатам исследования 2011 года, ученики 8-х классов улучшили результаты по математике (на 17 баллов) и по естественным наукам (на 16 баллов) по сравнению с 2007 годом: средний балл по математике составил 479 баллов, а в естественных науках – 501 балл. Это позволило повысить позицию страны в международном рейтинге: по математике – с 25-го места в 2007 году до 19-го места в 2011 году, а в естественных дисциплинах – с 19-го до 18-го места среди 42 стран-участниц.
В 2018 году наши ученики впервые принимали участие в тестировании PISA. Результаты исследований станут известны в декабре, но Украина вряд ли займет высокое место. Об этом в интервью «Слову и Делу» рассказала министр образования и науки Лилия Гриневич.
«Как правило, состояние стран участников после получения первых результатов исследования можно охарактеризовать как PISA-шок. И нас это состояние не обойдет. До сих пор царит миф о величии советского образования и величии нашего, как обломка советского, но мир уже пошел значительно дальше.
Мы сегодня имеем драматические различия в качестве образования, которое предоставляют различные школы в Украине. Большинство школ сконцентрированы на запихивании в ребенка знаний и совершенно не стимулируют к творчеству и познанию, креативному мышлению, помогающему решать сложные проблемы, а именно это проверяет PISA», – сказала Гриневич.
По ее словам, PISA даст возможность осознать реальное положение вещей в украинском образовании и позволит сравнить уровень знаний детей сейчас и через три года.
«Мы начинаем реформу – все первоклассники идут в новую украинскую школу. Мы получим результаты PISA по состоянию на начало изменений, а также результаты – после реформы. Это позволит оценить эффективность трансформаций», – отметила министр.
Подробнее – на инфографике.
Полное интервью с министром образования и науки Лилией Гриневич читайте на нашем портале.
Также мы писали, как украинские мэры занимаются школами.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»