«Северный-поток-2»: какого уровня транзита требовать от РФ, чтобы сохранить ГТС?

Читати українською
Михаил Гончарэксперт по вопросам энергетики

В парламенте Дании, через воды которой должны пролегать трубы, подготовили законопроект, позволяющий запретить строительство «Северного потока-2» как угрозу для безопасности страны. Также американские сенаторы разработали законопроект, согласно которому Дональд Трамп должен ввести санкции в отношении лиц, которые будут инвестировать в зарубежные энергетические проекты. Более того, допускается арест платежей в адрес лиц, которые находятся под санкциями. Тем временем в Минэнергоугля настроены бороться за сохранение транзита газа через украинскую ГТС. Так, еще в апреле 2018 года министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что Украина не согласится на предложение российского «Газпрома» о транзите 10-15 миллиардов кубических метров газа в год через газотранспортную систему. Планируется, что Украина будет настаивать на сохранении транзита газа после 2019 года в объеме не менее 40 миллиардов кубометров, ибо в противном случае это будет экономически невыгодно.

Президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар отметил, что заявление представителей «Газпрома» о сохранении даже 10-15 миллиардов кубометров в год Украине не стоит считать гарантией.

«Это скорее констатация, что такой объем транзита они еще могут сохранить. У этой цифры есть объяснение. Это те дополнительные объемы, которые возникают у Европы на пике зимних холодов в течение отопительного сезона. Это то, что «Газпрому» будет просто сложно обеспечить без украинского маршрута», – пояснил энергетик.

Если РФ выведет на проектную мощность «Северный поток-2» и появится вторая ветка «Турецкого потока», то сценарий транзита для ГТС Украины нулевой, добавил он.

Эксперт уточнил, что не будет даже 10-15 миллиардов кубометров, а если и возникнет необходимость, потому что зимы бывают разные, то «Газпром» может использовать ГТС для удовлетворения пикового спроса.

«Эта цифра может быть меньше 10-15 миллиардов кубов», – предположил Гончар.

Сейчас, по его убеждению, предложение «Газпрома» о 10-15 миллиардов кубов направлено на то, чтобы сделать красивый жест не для Украины, а для немецких партнеров, потому что еще на уровне федерального правительства в 2017 году прозвучало предложение сохранить транзит через Украину, и ответ РФ был именно таким: пусть берут 15 миллиардов кубометров.

Для ГТС эта цифра означает убыточную работу, подчеркнул он.

«Во-первых, ГТС будет генерировать только убытки. Во-вторых, это означает потерю функциональности. ГТС не будет работать как система, только несколько трубопроводов. Поэтому то, что в Минэнерго не соглашаются на 10-15 миллиардов кубометров, правильно», – отметил специалист.

Минэнерго не нужно соглашаться на 10-15 миллиардов кубометров. Потому что это будет означать согласие на то, что ГТС будет генерировать убытки. Где брать деньги на обеспечение нормального функционирования?

Это понимают и в Европе, поэтому называют для транзита вдвое большую цифру – 30 миллиардов кубометров, мол, этого хватит, уточнил энергетик.

Однако, по его словам, эта цифра также неприемлема, поскольку ГТС все равно будет работать в убыток. Если по минимальным меркам подходить к вопросу транзита, то нужно 60 миллиардов кубов ежегодно.

Он напомнил, что такой уровень транзита у нас был в 2015 году, когда «Газпром» минимизировал транзит, но зима была не очень холодной.

«Это уровень нулевой рентабельности ГТС, но все же она будет хотя бы сама себя обеспечивать. То есть прибыли не будет, но и убытков – тоже. И она не потеряет свою функциональность как система, а не совокупность газопроводов», – пояснил эксперт.

По его словам, «Нафтогаз» требует полной загрузки ГТС, что выглядит фантастически, но так делают, так как понимают, что требовать следует максимум, чтобы получить хотя бы желаемое.

Цифра 60 миллиардов кубометров является оптимальной. Она должна была удовлетворить всех. Другое дело, что перед РФ стоит политическая задача – убрать Украину с транзитной карты Европы.

Это вызывает негатив в Европе, поэтому в РФ переводят вопрос в плоскость того, что рынок покажет, чей маршрут более выгоден.

«РФ показывает, что ГТС нужно модернизировать, а здесь все по-новому, но весь период функционирования ГТС показал, что заявления о непригодности ничего не стоят. Сбоев поставок в Европу не было, кроме случаев, когда РФ спровоцировала кризис», – констатировал энергетик.

Германия просто хочет стать новым хабом, РФ подыграла этому, еще когда речь шла о первом «Северном потоке», акцентировал он.

«Украина стала заложницей чужой игры», – добавил эксперт.

«Однако речь пока не может идти о том, что с 1 января 2020 года «Северный поток-2» заработает на свои проектные 55 миллиардов кубометров. Максимум, что могут успеть, – положить трубу. Поэтому ситуация для нас пока не выглядит обнадеживающей, но не выглядит и катастрофической», – подчеркнул Гончар.

«Быстро ничего не будет. Поэтому и «Газпром» настроен на то, чтобы вести переговоры о новом транзитном контракте. Хотя понятно, что они будут исходить из того, что эти договоры должны быть краткосрочными. Чтобы потом, когда выведут проект на мощность, отказаться от ГТС совсем», – пояснил он.

Не следует забывать и о «Турецком потоке». Есть у нас еще один конкурент, хотя и не такой активный, – Турция.

«Стратегия РФ не только в строительстве газопроводов в обход, но и в том, чтобы привлечь на свою сторону такие страны, как Германия и Турция, которые играют роль сообщников России в этом вопросе. РФ распыляет транзитную функцию Украины между двумя другими странами. А с экспортом газа идет и экспорт коррупции. Отсюда и интерес к данным проектам других стран», – отметил специалист.

По его словам, любые цифры они могут не выполнять, даже те же 15 миллиардов кубометров, о которых сами говорят, поэтому если говорить о реальных гарантиях, должен быть трехсторонний формат.

«Европейская комиссия также должна быть гарантом. Конечно, подписывать договоры с субъектами хозяйствования они не могут, но должен быть рамочный трехсторонний договор, где будет гарантированная цифра транзита. Если РФ не выполняет обязательства, прокачивает меньше 60 миллиардов, то с РФ либо взимают средства в качестве компенсации, либо они должны заплатить сами Украине эту компенсацию. Принцип «транспортируй или плати», – резюмировал Михаил Гончар.

Что обещали украинские политики по поводу газа – в нашем обзоре.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: