В понедельник, 16 июля, в Хельсинки состоялась важная встреча между президентами России и США Владимиром Путиным и Дональдом Трампом. Судя по итоговым заявлениям обоих лидеров, «украинский вопрос» не был главной темой для обсуждения. Что это значит для нашей страны?
Перед встречей в Хельсинки некоторые высказывания Дональда Трампа вызвали в Украине серьезные опасения насчет того, что президент США решит поторговать с Владимиром Путиным украинскими интересами и территориями. К примеру, Трамп заявил, что Россия должна присутствовать на заседаниях лидеров «Большой восьмерки» (G8), откуда была исключена за агрессию против Украины. По информации издания Buzzfeed, на саммите стран G7 в июне Трамп якобы заявил, что считает аннексированный Крым российским, потому что «все жители там говорят по-русски».
Впрочем, как ранее сообщало «Слово и Дело», украинцам вряд ли стоит опасаться предательства со стороны Трампа, поскольку и кроме украинской проблематики лидерам двух сверхдержав есть о чем поговорить. Судя по пресс-конференции, которую Трамп и Путин дали по итогам саммита в Хельсинки, так все и произошло.
«Украинский вопрос» в заключительных заявлениях президентов упоминался всего три раза. В первый раз – во вступительной речи Владимира Путина. Президент России, в частности, заявил, что при обсуждении украинского кризиса «стороны обратили внимание на важность добросовестной реализации Минских договоренностей». «США могли бы решительнее настаивать на этом и настраивать украинское руководство на эту работу», – подчеркнул Путин.
Во вступительной речи Трампа украинская проблематика практически не прозвучала. О ней дважды упомянул Владимир Путин уже в ходе ответов на вопросы журналистов. Он отметил, что американцы не признают факт аннексии Крыма Россией, хотя в Москве считают этот вопрос давно решенным. И еще одно заявление касалось транзита российского газа через территорию нашей страны. «Я заверил господина президента (Трампа – ред.) в том, что Россия готова сохранить этот транзит. Более того, мы готовы продлить транзитный контракт, который истекает в следующем году, в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде», – сказал Путин.
Заявление насчет Крыма говорит о том, что никто на саммите двух президентов украинскими территориями не торговал. Хотя, скорее всего, этот вопрос вообще активно не поднимался, потому что стороны предпочли сосредоточиться на других проблемных вопросах. Заявление насчет газа чрезвычайно важно для Украины. Скорее всего, оно означает, что вопреки всем своим обещаниям и предупреждениям, Россия не сможет отказаться от транзита газа через территорию Украины в 2019 году. Это поясняется тем, что новые пути транспортировки газа в обход Украины, включая тот же «Северный поток-2», не построены, поэтому в предстоящих переговорах о параметрах использования украинской газотранспортной системы Киев может выторговать для себя серьезные плюсы.
Разумеется, это не означает, что проект «Северный поток-2» окончательно провалился. Скорее всего, провалились пока только планы РФ отказаться от украинского транзита именно в 2019 году. Однако реализация этих планов в более долгосрочной перспективе пока не прекращена.
Но если не Крым и не Украину, тогда что же обсуждали президенты России и США? На пресс-конференции Трампа и Путина больше всего времени было уделено теме урегулирования войны в Сирии, а также проблеме вмешательства России в процесс президентских выборов в США. Ситуация в Сирии вообще перешла в стадию открытых боестолкновений между российскими и американскими военными. Можно вспомнить февральский разгром, который американская авиация устроила российским наемникам из ЧВК «Вагнера» в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. А история с российским вмешательством в выборы президента США вообще представляет угрозу для репутации самого Дональда Трампа.
В этой связи следует обратить на важное заявление президента США, сделанное им на итоговой пресс-конференции. «Наши отношения (между Россией и США – ред.) никогда не были хуже, чем сейчас. Но это изменилось примерно четыре часа назад. Я действительно верю в это», – сказал Трамп. Можно предположить, что Дональд Трамп действительно хочет наладить отношения с Владимиром Путиным, причем главным препятствием на этом пути считает не украинскую, а сирийскую проблематику, а также вопросы, связанные с президентскими выборами в США. Устранят эти препятствия – возьмутся за Украину. И только тогда можно будет рассуждать о цене для нашей страны.
После саммита в Хельсинки возникает вопрос, позволят ли Трампу подружиться с Путиным политики в Вашингтоне. Во всяком случае, там не очень довольны тем, как Трамп выглядел на фоне российского коллеги. Также в Конгрессе США не ставят под сомнение факт вмешательства России в американские выборы и уже призвали Дональда Трампа не забывать о том, что Россия не является союзником США.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»