Нужна ли избирателю политическая реклама и действенна ли эта технология?

Читати українською
Александр Поддубныймедиаэксперт

Генеральный прокурор Юрий Луценко вновь оказался на страницах СМИ. Однако не из-за новых разоблачений или задержания преступников. На этот раз Окружной административный суд Киева открыл производство на предмет законности демонстрации на радио и телевидении рекламных роликов о деятельности ГПУ и генпрокурора. По согласованию Нацсовета ролики получили статус социальной рекламы. Активисты утверждают, что реклама имеет скорее признаки политической, а не социальной, ведь пропагандирует позиции генпрокурора для воздействия на потенциальных избирателей, содержит манипуляции и попытки повлиять на зрителя. Подготовительное заседание назначили на 1 июня 2018 года.

«Слово и Дело» решило разобраться, насколько эффективна политическая реклама и может ли пиар быть в рамках закона.

Политическая реклама – тренд выборов

Медиаконсультант Александр Поддубный отметил, что сегодня политики не только выполняют функции управления государством, но и отчасти являются коммерческим продуктом, соответственно, в нынешних условиях они нуждаются в рекламе, как любой товар.

«Когда речь идет о рекламе, очень важно, чтобы избиратель, который будет отдавать голос за этого политика, понимал сущность этого политика, что он несет», – уточнил эксперт.

На его взгляд, политическая реклама действительно стала требованием времени.

«Например, когда были президентские выборы в Польше, выбирали между Комаровским и Дудой, то там вполне спокойно рекламу размещали даже в общественном транспорте», – добавил медиаконсультант.

Госфинансирование партий: «Оппоблок» тратит около трети средств на рекламуОппозиционный блок тратит треть средств, полученных из государственного бюджета, на рекламу.

Проблема в том, что так называемая политическая реклама должна быть нормирована, подчеркнул он.

Реклама вне закона

«В принципе, давно есть общепризнанные механизмы в мире, когда политик, который размещает свою рекламу, несет личную ответственность за эту рекламу. У нас этого нет», – акцентировал эксперт.

По его мнению, политик не может скрывать свою рекламу под видом социальной, под видом коммерческих статей или использовать телеканал олигарха, который его поддерживает, как площадку для пиара и тому подобного.

«Это все выписывается в законе. А в Украине надлежащего закона нет. А даже если бы и был, то сомнительно, что он бы выполнялся. Политикам выгодна сложившаяся ситуация. Независимо от того, кто это будет – провластный представитель или оппозиционный, все равно, несмотря на свои громкие лозунги, политики никогда не согласятся, чтобы реклама была нормирована», – пояснил Поддубный.

По его словам, даже если что-то и принято, то в наших реалиях законы не действуют.

«Реклама нужна, важна и должна быть нормирована. Но это идеальная картинка, от которой Украина еще далека», – отметил медиаконсультант.

Влияние на избирателя

По его убеждению, политическая реклама действительно действенна.

Политическая реклама иногда действует лучше соцпакета. Причина в том, что политическая реклама, как правило, проста, мыслит простыми категориями. Условно говоря, землю – крестьянам, свободу – народу. А большинство как раз не хочет напрягаться.

Если сравнить программы политиков, с которыми они идут на выборы, и лозунги на рекламных площадях, радио и телевидении, то между собой одно с другим никак не связано, обратил внимание специалист.

«Во-первых, программу в принципе читают мало. Во-вторых, там будут сложные вещи, понятия. Реклама максимально примитивна. Это характерно всему миру. К примеру, США с американской мечтой. Это ни о чем, но метко, кратко и громко», – уточнил эксперт.

Большая часть людей на это действительно покупаются, добавил он.

«Покупаются даже больше, чем на гречку, грубо говоря. Соцпакет – не такой распространенный инструмент, как реклама, которая заполняет все эфиры и СМИ», – резюмировал Александр Поддубный.

Напомним, согласно последним соцопросам, Петр Порошенко не попал в топ-3 президентского рейтинга. Лидирующию позицию в президентском рейтинге занимает глава «Батькивщины» Юлия Тимошенко.

Если бы парламентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то среди лидеров были бы «Батькивщина», «Оппоблок», «Гражданская позиция» и «Слуга народа».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: