Зарплаты, инфляция и экономический рост: основные риски госбюджета-2018

Читати українською
Василий Юрчишин

В бюджете есть несколько моментов, которые все-таки настораживают. Во-первых, то, что произошло расширение доходной части без пересмотра уровня экономического роста, реального ВВП.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, оценивая государственный бюджет Украины на следующий год.

«В таких условиях, когда расширяются доходы, но не происходит пересмотра реального роста, это означает, что доходы будут собираться либо путем увеличения налогового давления, либо инфляционным компонентом. Есть опасность, что в нашем случае будут работать оба варианта. Следовательно, возможно повышение цен», – отметил Юрчишин.

Показатели по инфляции, обменному курсу, с точки зрения наполнения бюджета, конечно «хороши», добавил специалист, подчеркнув, что инфляция наверняка будет больше.

«Даже по осторожным расчетам инфляция составит 12-13%. Увеличение инфляции – это увеличение номинальных показателей, в том числе поступлений в бюджет. Это ресурсы, с помощью которых бюджет будет выполнен даже не в самых благоприятных условиях. Потому что обязательства бюджета – это заработные платы, ресурсы в экономику, для социальных программ. В этом контексте инфляция способствует выполнению обязательств», – пояснил экономист.

Проект бюджета-2018: куда будут тратить деньги?Аналитики «Слова и Дела» разобрались, на что правительство собирается тратить деньги в 2018 году.

Как уточнил эксперт, повышение зарплат также стоит рассматривать в контексте инфляции. По его словам, рост 2-3% – это крайне мало, чтобы существенно повышать зарплату в принципе – хоть минимальную, хоть среднюю.

«При таком росте понятно, что это ресурс сугубо инфляционный. С одной стороны, зарплаты в Украине низкие и их нужно повышать, а с другой стороны – они не могут быть оторваны от экономической динамики», – отметил Юрчишин.

На его взгляд, правительству нужно принимать меры по росту реального ВВП.

«Лишь в таком случае можно будет говорить, что рост зарплат рационален и обусловлен экономическими характеристиками. Пока не совсем понятно, что такого радикального может произойти», – уточнил эксперт.

Он добавил, что могла бы внести некоторые изменения приватизация, но этот процесс уже четыре года законсервирован.

«Мы снова выписываем поступления в бюджет, и они снова будут, не выполнятся. А при этом самое главное для приватизации не поступления или их отсутствие, а то, что фактически убыточные предприятия так и остаются убыточными, выкачивают ресурсы из бюджета», – констатировал Юрчишин.

По его убеждению, это еще одно подтверждение того, что курс нужно держать на экономическое стимулирование.

«Если добавить сюда то, что и НБУ хочет продолжать заниматься так называемым инфляционным таргетированием, а с этим связано ограничение на кредитование, ресурсы банковской системы для бизнеса и населения, то есть опасения, что 2-3% роста могут оказаться и оптимистическим показателем», – предположил специалист.

Госбюджет-2018: кто и как голосовал за главную смету страныПоказываем, как депутаты Верховной Рады отдали голоса за государственный бюджет на 2018 год.

По его мнению, оторванность минимальных зарплат от реальной экономической динамики – высокий риск. Еще одно важное направление заключается в том, что если уж выступили с инициативой повышения, то нужно его применять не только к минималке, но и в целом к социальному пакету.

«Нужно хотя бы пытаться достичь сбалансированности, поднять уровень хоть на какую-то величину для малообеспеченных. Тогда можно будет говорить о том, что отдельные шаги в зарплатной сфере достигают своих хотя бы промежуточных целей», – резюмировал Василий Юрчишин.

Ранее аналитики «Слова и Дела» выяснили, кто и как голосовал за главную смету страны.

Подробнее о том, на что планируют тратить деньги в следующем году, – в материале по ссылке.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: