Языковой конфликт Украины с Венгрией: кто выиграет, а кто проиграет

Читати українською
Андрей Дудаполитолог

Украинская власть делает все, чтобы вывести конфликтную ситуацию на компромисс, однако встречных шагов со стороны Будапешта не прослеживается.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал политолог Андрей Дуда, оценивая заявление Венгрии об акции «Самоопределение для Закарпатья» из-за образовательного закона.

Обоснованность претензий

«Вполне понятно, почему Будапешт не реагирует на любые предложения о коммуникации со стороны Украины. У Венгрии нет никаких аргументов. По всем позициям Украина находится в выигрышном положении. Поэтому нам не стоит бояться никаких арбитражей», – констатировал Дуда.

Эксперт уточнил, что есть конкретные критерии, по которым можно оценить обоснованность претензий Венгрии и частично Румынии.

«Во-первых, Украина полностью выполняет Европейскую хартию региональных языков. При этом, даже перевыполняя тот минимум требований, который выставляется к обеспечению прав нацменьшинств. Начиная от образования, которое у нас беспрецедентное», – подчеркнул он.

Из бюджета Украины финансируются средние венгерскоязычные школы. Для любой европейской страны это беспрецедентно. У нас 70 румынских и 71 венгерская школа. Украинских средних школ в Венгрии и Румынии нет вообще.

«Европейская хартия содержит минимальные требования. У нас же – целая средняя школа», – добавил политолог.

По его убеждению, то, что предлагает Украина – весьма либеральный вариант.

«Второй важный момент. Существующая система блокирует карьерное продвижение представителей нацменьшинств в Украине. Венгерскоязычных и румынскоязычных университетов в Украине нет. Это нормально, учитывая количество носителей этого языка. Ни одна страна не может себе позволить университет для нацменьшинств из госбюджета. Соответственно, средняя школа и все. Далее нужно выезжать в Румынию, Венгрию и заканчивать там учебные заведения», – отметил Дуда.

Суть третьего критерия заключается в паритете, добавил он.

Сколько детей в Украине учатся на языках национальных меньшинств?Аналитики «Слова и Дела» подняли статистику и разобрались, сколько учеников в Украине учатся на языках национальных меньшинств.

«Паритетное обеспечение нацменьшинства в Украине и, соответственно, в Венгрии и Румынии. Украинских средних школ в Венгрии и Румынии нет вообще. Никаких шагов навстречу украинскому меньшинству в Венгрии и Румынии нет, хотя там есть наши диаспоры, более того, это не эмигранты, а поколения от деда-прадеда, которые в силу перекройки границ оказались в составе Румынии. Это же есть и в Венгрии. Но никто их прав на таком уровне не обеспечивает», – пояснил специалист.

Лучшая защита – нападение

Реакция, к примеру, Совета Европы будет не в пользу Венгрии или Румынии, поэтому они не идут на прямые контакты с Украиной, акцентировал эксперт.

По его словам, Будапешт просто не имеет веских аргументов, поэтому позиция нападения для него более удобна.

«Одно дело шантажировать, а другое – честно рассматривать поставленные вопросы, хотя и шантажировать Венгрии нечем», – уточнил политолог.

«Будапешт всегда, не только в случае с этим законом, занимал антиукраинскую позицию. Они имели свое мнение, когда мы заключали Соглашение об ассоциации с ЕС. При этом Венгрия среди стран, которые не просто поддерживают, а инициируют снятие с РФ санкций. Они всегда за это выступали, еще с 2015 года», – напомнил он.

Конфликтная Венгрия

«Украина готова к компромиссу. К примеру, можно договориться на уровне двусторонних соглашений о бюджетном финансировании школ: Венгрия со своей стороны, Украина – со своей. Однако это все должно быть паритетно», – заявил эксперт.

По его мнению, Венгрия пока заняла лишь истеричную и неадекватную позицию.

«Это при том, что еще несколько месяцев назад Венгрия приняла закон, который фактически сделает невозможным работу Центральноевропейского университета Сороса. Они сами точно так же приняли закон о высшем образовании, но изменения ни с кем не согласовывали. Тогда был скандал, который привел к решению Европарламента. Поэтому неадекватную политику Венгрия уже демонстрировала и раньше», – резюмировал Андрей Дуда.   Ранее аналитики «Слова и Дела» выяснили, сколько детей в Украине учатся на языках национальных меньшинств.

Как выполняет обещания министр образования Украины Лилия Гриневич, можно посмотреть по ссылке.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: