Лидер КНДР Ким Чен Ын заявил, что последние ракетные пуски, совершенные с территории Северной Кореи, являются «важной прелюдией» перед атакой американского острова Гуам. Как известно, 29 августа КНДР запустила очередную баллистическую ракету, которая полетела в сторону Японии и упала в океан в районе острова Хоккайдо. Реакция президента США Дональда Трампа оказалась не столь жесткой, как можно было ожидать: среди прочего, Трамп заявил, что «рассматривает все варианты» действий в связи с ракетным пуском Северной Кореи в сторону Японии. В то же время новые ракетные пуски со стороны КНДР свидетельствуют о том, что Пхеньян пытается накалить ситуацию в регионе. К чему это может привести?
Северокорейская ракета средней дальности была запущена в сторону Японии около 6 утра (по местному времени) 29 августа. Пролетев около 2700 километров, ракета упала неподалеку от острова Хоккайдо (распавшись при этом на три части), вызвав немалый переполох на территории самой Японии. На территории страны сработала правительственная система оповещения J-Alert, которая предупредила людей об опасности. Японские военные не пытались сбить ракету, хотя было заявлено о развертывании систем ПВО.
Президент США Дональд Трамп в ответ на эти действия довольно обтекаемо заявил, что «рассматривает все варианты» действий в связи с ракетным пуском Северной Кореи в сторону Японии. В то же время лидер КНДР Ким Чен Ын заявил, что последние ракетные пуски, совершенные с территории Северной Кореи, являются «важной прелюдией» перед атакой острова Гуам, который находится во владении США. Как мы уже сообщали, о готовности обстрелять Гуам северокорейская сторона заявляла во время предыдущего обострения отношений между США и КНДР, пик которого пришелся на десятые числа августа. Однако до конкретного обмена ударами дело тогда не дошло. Дойдет ли сейчас?
Совершенно очевидно, что последний запуск КНДР носил демонстрационный характер. Пхеньян хотел показать, что действительно располагает ракетами, способными достать до Гуама и уж тем более до Японии, которая является одним из союзников США в этом регионе. Однако в данном случае демонстрация была предназначена именно для американцев, а не для японцев – об этом говорит хотя бы тот факт, что ракета, прежде чем упасть в океан, фактически уже пролетела над территорией Японии.
С другой стороны, то обстоятельство, что ракета распалась на три части, говорит о том, что ракетные технологии КНДР еще не столь совершенны. А значит, противоракетная оборона США, которая рассчитана на более масштабную атаку, по идее, должна отразить удар, нанесенный с территории Северной Кореи. Однако сдержанная реакция Трампа свидетельствует о том, что американцы не хотели бы доводить дело до реального обмена ударами. Как мы уже сообщали, это связано с тем, что в США совершенно не уверены в том, что война с КНДР будет соответствовать критерию «цена-качество». То есть в случае военного конфликта с Пхеньяном американцам нужно будет не только показательно разгромить опасного карлика, но и не допустить, чтобы этот карлик нанес неприемлемый ущерб союзникам. А под ударом находится не только Япония, но и Южная Корея. Причем наибольшую опасность для Юга представляет даже не ядерное оружие Севера, а крупнокалиберная артиллерия, размещенная на линии разграничения, пролегающей по 38-й параллели. Более восьми тысяч стволов уже наведены на столицу Южной Кореи Сеул и готовы в любой момент дать залп. Этот обстрел, даже если в следующую минуту все эти батареи будут уничтожены, способен привести к большим разрушениям и жертвам, которые могут сразу же превысить «болевой порог» южнокорейского общества.
Зачем же тогда Ким Чен Ын повышает градус напряженности, если конфликт, по большому счету, никому не выгоден? Все дело в банальном шантаже, направленном на то, чтобы восттановить статус-кво, образовавшийся в регионе после войны 1950-1953 годов. В рамках этого статус-кво Северная Корея вела себя, как вечно голодный, но очень шумный сосед, который демонстративно размахивал ракетной дубинкой, требуя, чтобы на него обратили внимание и, несмотря на международную изоляцию, лишний раз покормили обедом. Этот баланс, в целом, устраивал всех – и Японию, и Южную Корею, и Китай. Однако появление на сцене Трампа, который, судя по всему, ради укрепления своего рейтинга ищет повод для какой-нибудь маленькой победоносной войны, немного спутало всем карты. Игра военными мускулами уже началась, но КНДР – довольно крепкий орешек. Его нужно либо расколоть одним ударом (к чему США пока не очень готовы), либо отойти, желательно без потери лица. В противном случае политическому имиджу Трампа будет нанесен непоправимый ущерб.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»