Количество угля, требующееся на отопительный сезон, соответствует объему газа, который необходим на этот же период, – 11 млн тонн угля и 11 млрд куб. газа.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев, оценивая заявление вице-премьер-министра Геннадия Зубко о том, что жилой фонд на 70% готов к отопительному сезону, а социальные объекты – на 78%.
Подготовка к зиме – 70% готовности
«Сообщения наших министров, особенно с такой точностью в цифрах, как 70%-ная готовность к отопительному сезону, выглядит забавно, а в реальности это профанация», - подчеркнул Рябцев.
Эксперт акцентировал, что весь абсурд в том, как эти проценты определяют.
«На самом деле чиновники ждут звонка или официального письма примерно такого содержания – мы готовы к отопительному сезону. Число этих писем суммируется и определяется процент. При этом тот, кто сидит на местах, как правило, даже не проверит, что реально происходит. Если где-нибудь котельная не взорвалось – значит, все нормально», - рассуждает Рябцев.
Запасы угля и газа
«Ориентировочно на сезон нужно 11 млн тонн угля и примерно 11 млрд кубометров газа. При таком количестве и температурах соответствующей динамики последних лет – все будет относительно нормально», - предполагает энергетик.
Эксперт отметил, что сокращение потребления угля и газа, которое произошло, связано не с тем, что кто-то повысил энергоэффективность или начали экономить.
«Поэтому объёмов, которые даже сейчас есть, с учетом планов, которые были заявлены, вполне хватит, чтобы в очередной раз весной отрапортовать об успешном прохождении отопительного сезона, несмотря на провисание ВВП», - говорит Рябцев.
При этом, считает специалист, запасов антрацита нужно хотя бы половину не от 11 тыс тонн, а 11,5 тысяч тонн, при этом в наличии есть – две третьих.
«Эти две третьих образовались благодаря тому, что летом компании экономили.
«Но ничего никто не проводил: госпредприятия из-за того, что у них не были утверждены финпланы на нынешний год, а частным компаниям это невыгодно. Зачем им тратить деньги, если с них никто не спросит. Такой ценой угля и газа в хранилищах уже достаточно, а еще накопить – и будет нормальная ситуация», - рассуждает эксперт.
Провальный контракт Минэнерго – дорогой американский уголь
«Во-первых, цена угля в 113$ за тонну более чем высока для первой поставки. Для второй и третьей поставок Минэнерго вообще тщательно скрывает цену. Вполне вероятно, что она еще дороже», - подчеркнул он.
«Уголь покупают неизвестно у кого. Компания навязана украинской стороне. Несмотря на заявления, что это трейдер, не видно, чтобы она с кем-то торговала в больших объёмах. При этом странное распределение поставок – то ли в сентябре, то ли в конце сентября ждать поставок. А в октябре уже начало отопительного сезона», - аргументирует Рябцев.
На его взгляд, цена поставок вряд ли повлияет на тариф.
«С другой стороны, поскольку «Цэнтрэнерго» – госкомпания, фактически содержится за средства налогоплательщиков, следовательно, у нее могут возникнуть проблемы с прибыльностью. Будут накапливаться долги, за которые придется расплачиваться всем налогоплательщикам», - проанализировал подготовку к отопительному сезону Геннадий Рябцев.
Добавим, в Минэнерго уверены, что к 2019 году Украина избавится от зависимости от антрацитового угля.
«Слово и Дело» зафиксировало 31 обещание главы Минэнерго Игоря Насалика, большинство из которых имеют статус «в процессе». Общий показатель уровня ответственности министра – 16%.
Подробнее о деятельности Минэнерго – в материале «Министр со спортивными амбициями. Как работается в Минэнерго Игорю Насалику».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»