Трагедия под Иловайском: будут ли наказаны виновные

Читати українською
Денис Поповичжурналист

На этой неделе исполняется три года с момента начала событий под Иловайском. Как известно, в августе 2014 года украинские войска попытались взять этот город для того, чтобы завершить блокаду Донецка. Однако операция закончилась катастрофой: в результате вторжения регулярных частей российской армии украинские подразделения под Иловайском попали в окружение. 14 августа Генпрокуратура обнародовала результаты расследования причин Иловайской трагедии, в которых установила, что она произошла именно из-за вторжения ВС РФ. Однако существуют еще ряд серьезных причин, которые обусловили провал украинской армии.

Украинские части зашли в Иловайск 18 августа 2014 года, о чем сообщил у себя на Facebook командир добровольческого батальона «Донбасс» (тогда еще не народный депутат) Семен Семенченко: «Ударные части батальона «Донбасс», сметая блокпосты террористов, вошли в город с нескольких направлений и до 19:00 (18 августа) взяли под контроль восточную часть».

Помимо батальона «Донбасс», в районе Иловайска действовали 14 подразделений ВСУ и 6 подразделений МВД, в том числе добровольческие батальоны «Днепр», «Свитязь», «Миротворец», «Херсон» и «Ивано-Франковск». Общая численность украинской группировки под Иловайском составляла около 1000 человек. Взятие этого города, по замыслу украинского командования, обеспечивало полную блокаду Донецка. Тем не менее, украинские части так и не смогли взять Иловайск, а спустя какую-то неделю, в результате вторжения частей российской регулярной армии, украинские подразделения в районе Иловайска сами оказались в окружении.

Шкиряк: заявление Муженко о самовольном штурме Иловайска добробатами – откровенная ложьВ день штурма Иловайска, 11 августа 2014 года, подразделения МВД и Нацгвардии действовали строго в рамках выданной Муженко директивы захватить город и выполняли поставленные им задачи.

Существует несколько версий развития событий трехлетней давности. Одну из них накануне своей отставки в октябре 2014 года (как раз по следам иловайских событий) рассказал экс-министр обороны Валерий Гелетей. По его словам, шесть батальонно-тактических групп российской армии численностью порядка 6,5 тыс. человек начали наступление 25 августа. Удар наносился по трем направлениям: в районе Луганска, в районе Саур-Могилы и на юге Донецкой области с последующим продвижением к Иловайску.

Еще одну версию изложил Генштаб в августе 2015 года, выпустив соответствующий отчет. Согласно этому документу, в ночь на 25 августа Россия ввела на территорию Украины восемь батальонно-тактических групп численностью до 4 тыс. человек.

Наконец, 14 августа текущего года Генпрокуратура обнародовала результаты расследования Иловайской трагедии, из которого следует, что вторжение состоялось в ночь с 23 на 24 августа 2014 года: «Силы вторжения ВС РФ состояли из девяти батальонно-тактических групп: 3500 человек личного состава; до 60 танков; до 320 БМД (БМП); до 60 орудий; до 45 минометов; 5 ПТРК».

При этом, по данным ГПУ, вдоль восточной границы с Украиной Россия держала не менее 45,1 тысяч военнослужащих; до 160 танков; 1360 БМП (БТР), 350 единиц артиллерии; 130 единиц реактивных систем залпового огня; 192 боевых самолета; 137 вертолетов. «Учитывая реальную угрозу вторжения, Вооруженные Силы Украины фактически не имели достаточно сил для увеличения контингента войск на Донецком направлении и одновременного обеспечения обороны других участков государственной границы», – отмечают в Генпрокуратуре.

Когда украинские части попали в окружение, была поставлена задача сохранить жизнь и здоровье наших бойцов. Для этого руководство сил АТО установило контакт с российской стороной. По информации ГПУ, начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко провел 12 телефонных переговоров на эту тему, а дополнительной гарантией выхода украинских подразделений из «котла» служили захваченные в плен российские десантники.

Есть еще одна версия этих событий, изложенная российским блогером Анатолием Несмияном (el-murid). По его словам, ввод российских войск готовился еще в июле 2014 года для того, чтобы уже на том этапе обеспечить заключение Минских договоренностей, посредством которых «навязать перемирие на условиях Москвы» и добиться «размена Донбасса на Крым». Причем «спусковым крючком», по версии Несмияна, служил прорыв бандформирования Игоря Гиркина (Стрелкова) из Славянска 5 июля 2014 года, который не входил в планы Кремля. «...У Стрелкова был категорический запрет на выход из Славянска – он должен был красиво умереть вместе с ополчением, а в Донецк должны были зайти «люди, занимающиеся военными вопросами», и поставить Киеву ультиматум», – поясняет el-murid.

По версии российского блогера, в Москве были и противники ввода войск: «Их идея заключалась в том, что Киев должен взять под контроль границу». Анатолий Несмиян утверждает, что представители именно этой «партии» организовали провокацию с уничтожением малазийского Боинга 17 июля 2014 года, обеспечив переброску на Донбасс российского «Бука». Трагедия МН-17 привлекла внимание всего мира и не позволила ввести российские войска на Донбасс уже в июле, предоставив ВСУ время для проведения наступательных операций.

В то же время, обе «партии» якобы преследовали задачу уничтожения «идейного ополчения» либо с помощью ВСУ, либо руками российских «отпускников». В итоге победила «партия вторжения», которая и спасла боевиков от полного военного разгрома.

Итог всех этих версий один: 29 августа 2014 года, несмотря на все договоренности, российская армия расстреляла выходящих из «котла» украинских военнослужащих. В результате 366 украинских бойцов погибли, а 429 получили различные ранения. «Единственным фактором, который находится в непосредственной причинно-следственной связи с Иловайской трагедией, является военная агрессия Вооруженных Сил Российской Федерации в виде прямого вторжения на территорию Украины...», – заключают в Генпрокуратуре.

Факт военного вторжения РФ на территорию Украины не вызывает никаких сомнений, однако существуют и внутренние причины, которые привели к поражению под Иловайском. В отчете 2015 года Генштаб, среди прочего, признал, что руководство штаба АТО не ожидало, что Российская Федерация «совершит акт вторжения регулярных вооруженных сил на территорию Украины в нарушение международных гуманитарных норм и без объявления войны». Между тем, грозные признаки того, что Россия не останется в стороне, присутствовали уже в июле 2014 года, когда российская артиллерия безнаказанно обстреливала «из-за нуля» украинские бригады, продвигавшиеся вдоль границы в Луганской и Донецкой области для того, чтобы ее перекрыть.

Военный прокурор: информация о тысячных потерях под Иловайском сильно преувеличенаГлавный военный прокурор Украины отрицает информацию об огромных потерях в боях под Иловайском в августе прошлого года.

Самым известным примером этих обстрелов стала ракетная атака под Зеленопольем 11 июля 2014 года, из-за чего, по официальным данным Минобороны, погибли 19 украинских бойцов и 93 получили ранения. Действия российской армии привели к тому, что сразу пять украинских бригад попали в так называемый «Южный котел» в узком пространстве от Саур-Могилы до Изварино. С одной стороны «котла» были бандформирования «ДНР» и «ЛНР», численностью уступавшие угодившим в окружение частям ВСУ, а с другой стороны – государственная граница, откуда велись артиллерийские обстрелы, причинившие украинским бригадам наибольший ущерб. Известно, что из «Южного котла» вышли 1000 украинских военнослужащих, хотя общая численность бригад, зашедших в «кишку», была почти в 4 раза большей.

Совершенно не исключено, что именно этих формирований и не хватило для того, чтобы отразить российское наступление на Иловайск. Тот факт, что дыра на фронте действительно была, подтверждает и лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский (представители «Братства» воевали в составе добробатов). В частности, 17 августа 2014 года Корчинский сообщил у себя на Facebook об обстреле позиций украинской армии в районе Старобешево. «Старобешево – это глубокий тыл наших войск, которые оперируют на юг и юго-восток от Донецка. Этот удар подтверждает наши наблюдения, что этот район контролируется нашими войсками плохо. Возможно москальское контрнаступление со стороны Иловайска или прорыв от Донецка», - написал Корчинский. Это было за день до начала нашего наступления на Иловайск.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что и украинские должностные лица должны понести часть ответственности за катастрофу под Иловайском. Одну из причин назвал сам Генштаб – российский фактор в военных планах совершенно не учитывался.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: