Следует отметить, что обновленный закон о предотвращении коррупции на самом деле касается не только антикоррупционных организаций, но и создает риски для всего общественного сектора.
Такое мнение, оценивая инициативу о расширении перечня декларантов, в частности, за счет общественных активистов, противодействующих коррупции, в комментарии «Слову и Делу» высказал политолог, руководитель центра «Эйдос» Виктор Таран.
«В законе указано (что под его действие подпадают – Ред.) физические лица, работающие в сфере противодействия коррупции и мониторинговой деятельности предотвращения коррупции. Это очень широкое определение. То есть, например, если вы послали запрос, чтобы узнать о коррупционных рисках в органах власти, – теоретически это уже попадание под действие закона», – рассказывает Таран.
Более того, добавляет он, под действие попадают физические лица, которые могут направить запрос, прийти на круглый стол, организованный какой-то подобной общественной организацией.
«Кроме того, под действие закона попадают физические контрагенты – те, с кем непосредственно мы все сотрудничаем в хозяйственной деятельности – от арендаторов офисов до владельцев типографий», – отмечает специалист.
Однако, акцентирует он, следует понимать принципиальную разницу между е-декларациями чиновников и тем, почему их не должны подавать простые граждане.
«По сути нас заставляют сдавать чиновничьи декларации, в которых отражается имущество и собственность декларанта. Их задача в том, чтобы сверить реальные доходы и приобретенную собственность чиновника. Ведь мы часто видим, как чиновник, который живет на зарплату в 10 тыс. грн, имеет три квартиры, две машины и много земельных участков. Поэтому на стыке при сравнении стиля жизни правоохранители выявляют коррупционные риски и могут наказать чиновника», – поясняет политолог.
В то же время, под действие закона попали все общественные советы, вплоть до тех, которые находятся в малых городах. При этом их решения носят рекомендательный характер. Аргумент, что они влияют на политику через государственные решения – совершенно неправильный и манипулятивный.
«Если бы их решения были обязательными – другое дело. Более того, 90% решений советов органы власти вообще игнорируют», – отмечает эксперт.
Отдельный вопрос, подчеркивает политолог, состоит в том, что реформа корпоративного сектора вообще может остановиться.
«Суть была в том, чтобы государственные предприятия были независимыми от политического влияния. Должны были создаваться наблюдательные советы, которые контролировали бы их деятельность. Сейчас наблюдательные советы попадают в зависимость со стороны НАПК, которое может оказать свое влияние. Таким образом реформа корпоративного сектора – вся под угрозой. О какой независимости наблюдательных советов можно говорить, если они попадают под расширенное действие чиновников?», – констатирует Таран.
Очевидно, что некачественно выписаныные нормы, сознательно или несознательно, ставят под угрозу деятельность всего общественного сектора, а не только антикоррупционного, отмечает, пожытоживая, политолог.
«Во-первых, изменения представляют угрозу всему общественному сектору. Во-вторых, они вводят коррупционные риски в работу государственных и коммунальных предприятий. Зато выводят из-под действия закона депутатов местных советов – что вообще нонсенс. У них как раз, в отличие от общественных организаций, гораздо больше полномочий», – анализирует ситуацию Виктор Таран.
Напомним, в ЕС раскритиковали новые поправки в закон о е-декларировании. Посол Великобритании в Украине Джудит Гоф назвала их «шагом назад».
Ознакомиться с самыми известными декларациями украинских госслужащих можно в материале «Слова и Дела» «Храм, билет в космос и часы от Святого Николая. Декларации, которые удивили Украину».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»