Наконец-то на Западе всерьез обратили внимание на Украину. В связи с хулиганскими действиями народного депутата Алексея Гончаренко. Вчера вечером это обсуждали все соцсети. Депутат «психанул» и написал у немецкого посольства немецкое слово из четырех букв – Nein. Что в переводе означает «нет». Выходку он объяснил так: «Свою символическую акцию протеста я посвятил вчерашним прокремлевскими высказываниям посла ФРГ в Украине Эрнста Райхеля. В своем заявлении посол сообщил, что не видит проблемы в проведении выборов в зоне АТО в условиях российской оккупации. Слова посла Германии в Украине полностью воспроизводят установку российской пропаганды, целью которой является легализация террористов путем вживления их в украинскую власть».
Тема выборов на Донбассе действительно является болезненной для всех нас. Кому нужны выборы на оккупированных территориях, которые приведут в Верховную Раду сепаратистов и боевиков? Особенно, если волеизъявление «граждан Донбасса» будет происходить под дулами автоматов кадровых российских военных? Поэтому слова немецкого посла действительно расстроили здравомыслящую часть украинского общества. С другой стороны, все прекрасно понимают, что дипломат говорил устами Ангелы Меркель. А это давняя боевая подруга Путина. То есть заявление посла нужно воспринимать как официальную позицию немецкой стороны. Правда, потом посол Райхель якобы отозвал свои слова. Сказали, отследили реакцию, забрали свои слова обратно. «Проверка связи» удалась.
В свою очередь, украинские власти должны были как-то отреагировать. Сказать послу «ай-ай-ай» на уровне официальной дипломатии – начать конфликт с немцами, который нам сейчас не выгоден.
А молодой украинский депутат, с виду типичный одесский босяк, – отличный инструмент для дипломатических сигналов. Стань Гончаренко у трибуны ВР и сколько угодно кричи «nein, nein, nein», его не то что Меркель не услышит, а даже коллеги по залу. Заседания Рады в последние месяцы посещают лишь самые отчаянные депутаты. А слушают – самые «искушенные» граждане.
Я далека от мысли, что выходка у посольства – самодеятельность Гончаренко. Я уверена, что его вызвали к себе политтехнологи Банковой, дали ему краску в руки и отправили пачкать обломки берлинской стены. Не иначе. Вот вам, немцы, позиция молодого и перспективного депутата от «Блока Петра Порошенко». На случай осуждения, всегда можно сказать: молодо-зелено; не спросил; кто ему краску продал – не знаем.
Понятно, что теперь выходкой Гончаренко можно объяснить многие провалы в международной политике власти. Теперь, например, можно спихнуть на него отсутствие безвизового режима. Мол, мы старались, но Гончаренко все испортил. Вот уже Маркиян Лубкивский, кадровый украинский дипломат, заявил, что безвизового режима нам не видать именно из-за слова из четырех букв. «Этот деятель написал nein не на посольстве ФРГ, а на авторитете Украины, на безвизовом режиме для граждан Украины ... А возможно – и на своем праве посещать Германию», – подчеркнул дипломат.
Уверена, самое безобидное последствие – это закрытый въезд в Германию для Гончаренко. А самое печальное – обострение дипломатических отношений с одним из ключевых игроков в ЕС. Нужно ли это Украине? Как ни странно, да. Чтобы было на кого спихнуть неудачу в получении безвизового режима. Это раз. Чтобы выпустить «дипломатический пар» – это два. Ведь это выходка не официальной украинской стороны, а отдельного маргинального депутата.
И последнее. Выборы на Донбассе состоятся при любой погоде, в этом уже сомнений нет. Некий накал страстей и ускорение этого процесса необходимы. Поэтому нас ждет еще не одна провокация и не одна выходка. Как говорится, запасаемся попкорном.
Ольга Василевская-Смаглюк, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»