Закон о специальном режиме конфискации имущества разделил украинский парламент на три группы: тех, кто его поддерживает, тех, кто против него протестует и тех, кто хочет его переписать. В начале очередной сессии Верховной Рады «Слово и Дело» решило разобраться, чего же на самом деле требуют украинские депутаты.
Конфискация без разбору
В середине марта, когда разработанный Татьяной Чорновол законопроект о спецконфискации (№4811) только планировался к рассмотрению в Верховной Раде, один из лидеров «Народного фронта» и главных лоббистов закона Сергей Пашинский был настолько уверен в правильности данного решения, что даже пообещал, что «НФ» будет блокировать трибуну Рады, пока законопроект не будет включен в повестку дня. Так, собственно говоря, и произошло.
Но вот в дальнейшем этот метод не сработал. Блокировать трибуну парламента до принятия закона обещал и другой «народнофронтовец» – Юрий Береза. Затем другой партиец этой политической силы, Вадим Кривенко, обещал всеми возможными способами добиваться принятия закона. Результата ноль, во всяком случае пока что. Солидарность с «Народным фронтом» в этом вопросе проявил и глава созвучной партии «Народный контроль», а в стенах парламента – внефракционный – Дмитрий Добродомов. Собственно, перечисленных выше депутатов и можно назвать главными лоббистами закона о спецконфискации в том виде, в котором он был изначально подан.
К слову, 5 июля авторы законопроекта сами отозвали его, а в парламенте появился альтернативный проект закона – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей взыскания в доход государства необоснованных активов и активов, владелец которых не установлен» №4890. И вот с этим документом, судя по всему, многие парламентарии еще не знакомы.
И вашим, и нашим
Часть депутатов, позитивно относящихся к идее конфискации в пользу государства имущества сбежавших из Украины преступных чиновников, говорят о необходимости доработки закона. Мол, документ сырой, и если его принять в нынешнем виде, на выходе получим неработающий режим конфискации с массой судебных исков и, как вариант, с отменой его Конституционным судом. Такое мнение (в целом бытующее во всей пропрезидентской фракции) высказал член «БПП» Борислав Розенблат. Он заявил, что не будет голосовать за соответствующий закон без внесения в него изменений – и свое слово сдержал.
Однопартиец Розенблата Борис Козырь, в свою очередь, заверил, что когда в парламенте появится доработанный законопроект о спецконфискации, фракция «Блока Петра Порошенко» его поддержит. В частности, нардеп отметил, что необходимо внести изменения о введении прозрачного механизма конфискации и четкой схемы ее внедрения. Кроме этого, проект закона должен распространяться только на окружение бывшего президента Виктора Януковича и государственных чиновников.
Далее публичный «торг» за поддержку законопроекта становился все интереснее: член «РПЛ» Андрей Артеменко заявил, что фракция проголосует за документ, когда из него будут исключены два предложения – о взыскании в доход государства необоснованных активов, владелец которых не установлен, до окончания соответствующего уголовного производства.
А Юлия Тимошенко и вовсе заявила, что «Батькивщина» не проголосует за проект закона, пока в нем не будут учтены ее требования. Они состоят в следующем: должна быть предусмотрена конфискация исключительно средств Януковича и его окружения; конфискованные ценные бумаги в Бюджет должны зачисляться по номинальной стоимости без дисконтов; должен быть ликвидирован скрытый механизм легализации коррупционных схем обогащения за счет продажи конфискованных нефтепродуктов Курченко.
Против всех
Традиционно позицию главных бунтарей и критиков принимаемых законов заняли «Самопомощь» и «Оппозиционный блок». Что касается «Самопомощи», то это неоднократно повторяли разные ее члены, «Слово и Дело» зафиксировало 2 таких обещания от подопечных Садового. Первое – от лидера фракции Олега Березюка, второе – от замглавы Верховной Рады Оксаны Сыроид.
Что же до «Оппоблока», то тут в нежелании нардепов голосовать за спецконфискацию расписался зампредседателя его фракции Сергей Левочкин. И мы ему охотно верим: странно было бы ожидать иного решения от человека, четыре года возглавлявшего Администрацию президента Януковича.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»