Помоги себе сам: почему охрана труда в Украине остается проблемой самих работников?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Уже 10-й год подряд в конце апреля Украина вместе с сотней государств в мире отмечает Всемирный День охраны труда. Традиции положили начало американские и канадские рабочие в 1989 году как дань памяти работникам, погибших во время производственного процесса.

Цель Дня охраны труда – привлечь внимание общества к проблемам с производственным травматизмом и смертностью. К сожалению, для украинских реалий данная проблема более чем актуальна даже в постиндустриальную эпоху. Ежегодно из-за отсутствия надлежащих условий труда, пренебрежения правилами безопасности и равнодушия контролирующих органов погибают сотни наших сограждан. Тысячи получают травмы различной степени тяжести и уже до конца жизни могут остаться инвалидами.

Охрана труда в Украине. Какие предприятия не берегут своих работников?Ко Всемирному дню охраны труда «Слово и Дело» подготовило аналитику по уровню производственного травматизма на украинских предприятиях.

Казалось бы, в повышении качества условий труда заинтересованы и бизнес (работодатель), и государство. Ведь для предприятия безразличное отношение к охране труда на своем производстве - это прямые экономические потери из-за увечий и невозможности выполнять свои обязанности отдельных работников. В современную информационную эру - это еще и имиджевые потери для бренда, который занимается производством определенного продукта. Тогда как для государства увеличение травматизма и смертности - это дополнительная социальная ответственность со всеми вытекающими последствиями. Это социальные выплаты по инвалидности, нетрудоспособности, выплаты семье погибшего рабочего, потерявшей кормильца.

Почему же сейчас в государстве сложилась ситуация, когда вопрос собственной безопасности на производстве – это ответственность самого работника за свою дальнейшую судьбу?

Стабильный травматизм

Мероприятия к нынешнему Дню охраны труда в мире будут проводиться под лозунгом «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов». И если в более развитых странах в этот день в основном будут говорить о психологическом стрессе, с которым сталкивается рабочий при выполнении поставленных перед ним задач, то в Украине до таких проблем еще далеко. Не считая офисных работников, подавляющее большинство рабочих профессий в Украине связаны с прямыми угрозами физическому здоровью, и уже только потом - психологическому. В Международной организации труда считают подобное положение дел не способствующим экономическому развитию государства. «Есть универсальный принцип: люди имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья. Без здоровья на рабочем месте человек не может внести свой вклад в развитие общества и достичь благополучия. Если на рабочем месте здоровье рабочего под угрозой, нет никаких оснований как для продуктивной работы, так и социально-экономического развития», - отмечают в своем ежегодном отчете эксперты МОТ.

С начала года рынок труда в Украине вырос на третьПри сохраняющихся кризисных тенденциях рынок труда в Украине демонстрирует оживление – количество вакансий с начала 2016 года выросло на треть.

С другой стороны, данные статистики Государственной службы Украины по вопросам труда убеждают в обратном: уже третий год подряд количество травматизма и смертей на производстве уменьшается. При этом интересную тенденцию журналисты наблюдали в прошлом году, когда статистика улучшилась почти вдвое: за первые 3 месяца в 2015 году было зарегистрировано 1065 случаев производственных травм против 1864 случаев в 2014-м. В этом году анализ данных не показал такого впечатляющего улучшения, однако динамика несчастных случаев на производствах таки уменьшилась. За три месяца 2016 года количество травмированных во время производственного процесса по всем областям Украины составило 1002 человека, из них 80 случаев закончились смертью. За аналогичный период 2015 года это количество составило соответственно 1081 и 88 летальных случаев. То есть за год статистика несколько улучшилась (минус 79 травматических и минус 8 летальных случаев соответственно), хотя не таким впечатляющим образом, как это было в 2014-2015 годах.

Эксперты называют всего две причины подобного положения дел. Во-первых, проведение АТО на Донбассе и отсутствие доступа на неподконтрольные временно оккупированные территории не дают невозможности подсчитать статистику производственного травматизма и смертей на предприятиях по линии разграничения. К тому же, значительно сократилось количество работающих предприятий и на подконтрольной части Донецкой и Луганской областей. Согласно данным Госслужбы по вопросам труда, в предыдущие годы наибольшее количество травм и летальных случаев наблюдалось именно среди работников горнодобывающей отрасли, большинство предприятий которой территориально находятся именно на охваченном войной Донбассе.

В Госстате назвали количество безработных украинцевУровень безработицы в Украине, согласно исследованию Госстата Украины, проведенному по методике Международной организации труда, составил 9,1% по итогам 2015 года.

Во-вторых, экономические неурядицы заставляют часть украинских производителей, а с ними и персонал, бежать «в тень». По данным Федерации профсоюзов Украины, за последний год количество работников, не охваченных трудовыми отношениями, увеличилось и сейчас составляет около 4,8 млн человек. Понятно, что вопросы безопасности и контроля над соблюдением условий труда в таких случаях остаются на совести работодателя, а на деле – самого рабочего.

Возвращаясь к статистике, стоит отметить и основные причины травматизма работников. По данным Госслужбы по вопросам труда, за 12 месяцев в 2015 году только 23,6% несчастных случаев на производстве (среди общего количества в 4260) произошли из-за несоблюдения правил безопасности самими рабочими. Остальные причины связаны с другими факторами организации производственного процесса. Антилидерами стали угольная отрасль (752 случая, из них 19 смертельных), транспортная (396 и 54), агропромышленного комплекса (602 и 84), металлургическая (268 и 14), машиностроение (311 и 21), строительство (206 и 35). Ни одного летального случая не было зафиксировано в легкой и текстильной промышленности, хотя за год во время производства там произошло 17 несчастных случаев.

Сравнивая эти данные с предыдущими годами, все отчетливее замечаем тенденцию: государство не слишком заботилось об охране труда и в «довоенные» времена. По данным ФПУ, в среднем ежегодно с 2009 по 2013 год на производстве погибало около 1200 рабочих. То есть, говорить, что за два последних года «реформ» ситуация сильно изменилась, мы не можем.

Украинцы хотят получать зарплату от 20 тысяч гривенОсновная часть наемных работников считает, что достойной оплатой труда является сумма от 20 тыс. грн. Небольшой процент опрошенных считает, что для нормальной жизни уровень зарплат должен быть порядка 100 тыс. грн в месяц и выше.

К тому же, государство сняло с себя ответственность за соблюдение надлежащих условий труда и еще по одной причине: якобы подобные проверки создают давление на бизнес. Поэтому в течение 2015 года парламент дважды принял решение продлить мораторий на проверки предприятий до конца июня 2016 года. Впервые решение о моратории еще 1,5 года назад приняло предыдущее правительство Арсения Яценюка. Последний раз Верховная Рада продлила мораторий в ноябре 2015 года для предпринимателей с объемом дохода до 20 млн гривен за предыдущий календарный год. Кроме того, были введены ограничения на внеплановую проверку, которая может быть проведена только на основании обоснованного обращения физические лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав.

Всего, по подсчетам экспертов, ежегодные экономические потери Украины в сфере охраны труда составляют около 60 млрд гривен.

Реформа «сверху»

Таким образом, в полномочиях Госслужбы по вопросам труда остается координационная и ряд надзорных функций. Сами проверки бизнеса пока что могут инициировать только органы Государственной фискальной службы, которую также в ближайшее время ожидает существенное реформирование.

Сама Государственная служба Украины по вопросам труда была создана относительно недавно - в сентябре 2014 года, в результате мероприятий по оптимизации функций центральных органов исполнительной власти. Так, в результате слияния Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности и Государственной инспекции по вопросам труда было образовано новое ведомство. Интересно и то, что сам Госгорпромнадзор Кабмин ликвидировал только в конце сентября 2015 года, то есть лишь через год. Кроме того, в компетенцию Госслужбы по вопросам труда входит и ряд полномочий, которыми ранее занималась Государственная санэпидемиологическая служба. То есть проверок знаменитой «санстанции» пока нет, однако функции остались.

Интересно и то, что новый государственный орган уполномочен осуществлять госнадзор в сфере функционирования рынка природного газа. В частности, речь идет о надзоре за поддержанием надлежащего технического состояния объектов по добыче газа и обеспечения надежной эксплуатации объектов Единой газотранспортной системы.

Реформа в данном секторе произошла «сверху», то есть путем реорганизации нескольких ведомств. Улучшать ситуацию с охраной труда государственные органы должны в соответствии с положениями закона «Об утверждении Общегосударственной социальной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды в период 2014-2018 гг.», который был принят предыдущим созывом Верховной Рады. В частности, в одном из пунктов реализации стратегии говорится, что чиновники должны «повышать уровень ответственности работодателей за создание безопасных и здоровых условий труда», и одновременно - заботиться о «дерегуляции предпринимательской деятельности путем упрощения разрешительной системы в сфере охраны труда». Пока что все мероприятия по подобной дерегуляции связаны с действием моратория на проверки бизнеса.

Зато коррупционные риски уже в новой службе сохраняются. Только за последние несколько месяцев правоохранительные органы провели 3 громких задержания взяточников из региональных управлений Гоструда. Так, в феврале этого года СБУ задержала одного из руководителей Хмельницкого регионального управления ведомства за получение взятки в размере 10 тысяч гривен, которую он требовал у предпринимателя за согласование разрешительной документации на ввод в эксплуатацию бытовых лифтов. В этом же месяце благодаря совместным действиям правоохранителей из разных ведомств на получении взятки в 25 тысяч гривен был задержан заместитель начальника управления Госслужбы по вопросам труда в Волынской области. Уже в апреле сотрудники СБУ разоблачили факты систематического вымогательства чиновницей регионального управления Гоструда в Донецкой области денег от подчиненных за начисление им премий. В последнем случае женщина требовала взятку не от предпринимателей, а от своих коллег по госслужбе.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: