Наряду с визитом Президента Украины в США еще одним знаковым событием на прошлой неделе в международных отношениях нашей страны стало решение парламентского комитета о возможности разрыва дипломатических отношений с Россией.
Подобное решение хоть и выглядит логичным, однако является откровенно запоздалым. К тому же, значительно усложняет политическое позиционирование Президента, который пытается всеми возможными методами доказать миру возможность выполнения Украиной плана Минских соглашений. Находясь в США, Петр Порошенко уже выразил уверенность в том, что инициатива о расторжении дипломатических отношений с РФ не найдет необходимой поддержки в Верховной Раде.
В свою очередь, Россия никогда даже не пыталась соблюдать Минские договоренности и использовала их на свой манер - как способ дипломатического давления на Украину. Более того, формально Кремль даже не является стороной конфликта на Донбассе, а только участником в формате «нормандской четверки» и партнером в Трехсторонней контактной группе в Минских переговорах. Москва уже откровенно смеется над Киевом, договариваясь об обмене пленной Надежды Савченко не с украинскими дипломатами, а через США, соглашаясь обменять ее именно на тех заключенных, которые находятся на ее территории. Тем самым, РФ опять же признает: никаких ее военных на территории Украины нет. Отказ от обмена на захваченных ГРУшников является еще одним свидетельством данного позиционирования.
Между тем, Украина все дальше заходит в тупик формата Минского мирного процесса. И выходов из этой сложной ситуации не так уж и много, как может показаться на первый взгляд.
Круг сужается
Фактически последние 2 года мы наблюдаем интересную тенденцию: Минские соглашения выполняются исключительно самой Украиной. Обстрелы позиций украинских войск почти никогда не прекращались, идет постоянный тлеющий конфликт. На Донбассе продолжают гибнуть и украинские солдаты, и мирные жители. Все чаще появляется информация о потерях не только среди формирований сепаратистов, но и о гибели кадровых российских военных на территории Украины.
Война не прекращается. Формат наблюдательной миссии ОБСЕ также малоэффективен, ведь международные эксперты упорно не замечают (или не хотят замечать) значительного военного присутствия России на оккупированной части Донбасса и наличия обстрелов из запрещенного Минскими соглашениями оружия.
Пока единственное преимущество, которое получила Украина в вопросе соблюдения «мирного» формата переговоров - это санкции. Впрочем, чем дальше, тем больше ситуация напоминает блеф. Пока официальная позиция украинских властей заключается в постоянном напоминании США и ЕС о необходимости поддержки Украины, которая пытается в совершенстве выполнять Минские соглашения, западные партнеры начинают сами понимать всю бесперспективность любых переговоров с агрессором.
Так, в недавней публикации немецкой газеты Bild приводятся факты контроля оккупированных территорий Донбасса Россией. В материале говорится о том, что так называемые «ДНР» и «ЛНР» никоим образом не являются самостоятельными субъектами любой деятельности, а де-факто являются как бы федеративными образованиями внутри самой России. Газета приводит материалы из протокола заседания российской межведомственной комиссии по оказанию гуманитарной помощи населению Донецкой и Луганской областей, где есть подробное описание шести рабочих групп этой комиссии. Речь идет о том, что эти комиссии фактически являются подразделениями 5 российских министерств. Каждая из рабочих групп находится под руководством того или иного заместителя министра РФ или представителя других правительственных структур.
Подобная ситуация полностью девальвирует всякий смысл Минских соглашений. Более того, делает опасными и бессмысленными любые изменения в Конституцию Украины и проведение выборов на Донбассе. Конечно, Кремль очень заинтересован именно в таком сценарии, ведь это только облегчит российским властям управления оккупированными территориями, легитимизировав нынешних главарей «ДНР» и «ЛНР».
Похоже, ситуация зашла в тупик и не замечать этого украинские власти и, в частности, Президент уже не могут. Какие же пути выхода из этого кризиса?
Дипломатическое бессилие
На самом деле, их не так уж много. И Украина готовится ко всем.
Первый из них – еще более длительный и тяжелый для реализации, чем Минские соглашения. Это возможность введения международного миротворческого контингента ООН. Однако именно для этого нужна политическая воля ведущих стран Запада и уступчивость Кремля. Ни первого, ни второго пока не имеем.
Второй путь - официально и полностью отказаться от оккупированных территорий Донбасса и Крыма. Для этого нужно провести всеукраинский референдум, на котором, в принципе, вполне вероятно, большинство украинцев могут поддержать подобную идею. Впрочем, она слишком взрывоопасная и уж точно будет означать политическую смерть нынешней власти и Петра Порошенко в частности.
Третий путь - отвоевать Донбасс. Еще 2 года назад подобный тезис мог рассматриваться разве что как первоапрельская шутка, однако уже сейчас становится очевидным: украинская армия значительно окрепла и вооружилась не просто так. Именно с таким сценарием событий, по мнению экспертов, связана и недавняя инициатива парламентариев прекратить любые дипломатические отношения с РФ. Это своеобразный сигнал Западу о потенциальной готовности стать реципиентами получения высокотехнологичного оружия. Правда, война на Донбассе может стоить еще больших потерь военных и гражданского населения, а реакция Кремля может быть крайне непредсказуемой не только для Украины, но и для всего мира.
Последний вариант - гибридный путь, против которого вроде бы не выступает и сама Россия и пройти который украинские власти заставляют немного другим методом. Речь идет о недавних заявлениях Петра Порошенко о вероятности проведения выборов на Донбассе и возможном участии в них нынешних оппонентов власти - речь идет прежде всего об «Оппозиционном блоке». В частности, Президент в своем выступлении в Краматорске вполне серьезно предположил, что в случае участия оппозиционных политиков и их победы на выборах будет уважать такой выбор людей Донбасса. «Я подчеркиваю, что там (на Донбассе – Ред.) восстановление должно происходить не путем назначения гражданских и военных администраций, а через механизмы выборов. Именно так и будет происходить», - считает Президент. Это еще раз подтверждает серьезность намерений Банковой воспользоваться услугами Ахметова и Ко ради установления мира на Донбассе. Что ж, возможно, такой план и сработает в краткосрочной перспективе, но он таит в себе значительные опасности.
Чтобы уменьшить риски восприятия украинского государства на ныне временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и в случае военного, и в случае сценария с выборами, власть должна была за последние 2 года действительно продемонстрировать положительные результаты от внедрения реформ в «большой» Украине. Пока этого не произошло, надеяться на поддержку Запада в реализации слишком смелых сценариев не стоит.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»