Почти каждый украинский водитель ежедневно вступает в неравный бой с коварными ямами на дорогах, жертвуя драгоценным временем, состоянием собственного авто и большим количеством нервов. Передвижения некоторыми «дорогами» в Украине еще несколько лет назад напоминало некий остросюжетный приключенческий фильм, в котором каждый участник дорожного движения пытался искусно обойти полосу препятствий, не злым тихим словом «благодаря» за такую возможность «Укравтодор» и других причастных к этому чиновников.
Сейчас же ситуация стала просто критической. Украинские дороги - это уже не просто потерянные нервы и разбитые машины, это реальная угроза человеческой жизни.
Ездить по отечественным просторам нужно подготовленным: заблаговременно позаботиться о «запаске», иметь в багажнике весь ремкомплект, несколько контактов служб эвакуаторов и предусмотреть дополнительные финансовые средства. Ведь даже новый автомобиль со сверхмощными проходными свойствами часто не способен преодолеть то, что в наших краях по старой привычке называют дорогами.
Наконец, в недавнем отчете о безопасности движения транспорта Европы, опубликованном в немецкой газете Die Welt, дороги в Украине признаны самыми опасными. По показателям смертности на дорогах (в соотношении количества смертей на 1 млн граждан страны) Украина получила последнее место с показателем 99 человек/на 1 млн граждан в 2015 году. Похоже, проблема дорог уже приобрела признаки общенациональной катастрофы. И самое интересное то, что в правительстве хорошо знают о таком положении вещей, ведь сами публично рассказывают о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия, традиционно указывая на недостаток финансирования.
Многолетняя проблема
Финансирование ремонта дорог за все годы независимости Украины было недостаточным. Проблема переходила из года в год, а качественный ремонт немногочисленных, но действительно значимых по своей логистике объектов, как то Одесская трасса или дорога «Киев-Чоп», сопровождались громким пиаром тогдашней власти. Например, некоторое оживление с финансированием ремонта дорог произошло в 2009-2012 годах, когда Украина принимала футбольный чемпионат «Евро-2012».
Однако нынешняя ситуация - плод многолетнего остаточного принципа распределения средств на ремонт дорожного покрытия. Кроме этого фактора, значительно ухудшает ситуацию и системное разворовывание средств: не секрет, что значительная часть денег на ремонт дорог расхищалась как самими чиновниками, так и прорабами, которые имели доступ к распределению материалов, топлива и принимали решение о качестве проведения ремонтных работ непосредственно на местах.
Так, по подсчетам Министерства инфраструктуры, 97% украинских дорог нуждаются в качественном ремонте. Для этого нужно или 1 трлн грн сразу, или 70-100 млрд в течение 10-12 лет. Для сравнения: в целом в 2015 году на ремонт дорог Кабмин выделил 3,3 млрд грн. На 2016 год ситуация несколько лучше, но при таких темпах финансирования, на ремонт всех дорог Украины уйдет около 100 лет. Пожалуй, украинское правительство рассчитывает, что к тому времени человечество начнет пользоваться специальными транспортными средствами, которые не потребуют наличия дорожного покрытия.
А если серьезно, то сумма, выделенная Кабмином на финансирование всего дорожного хозяйства составляет около 31,4 млрд: из них почти 12 млрд пойдет на покрытие предыдущих долгов Укравтодора по кредитам, взятым на улучшение дорог. Интересно, что остальные средства, которые остаются на ремонт дорог, это совокупные расходы городских бюджетов, остатки средств на счетах «Укравтодора» за прошлый год, деньги международных доноров. И только 6,6 млрд грн. правительство выделило непосредственно из Госбюджета на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования.
Этих средств явно недостаточно и они предусматривают только ямочный ремонт дорог, то есть кардинальных изменений в улучшении их качества ожидать не следует. Так, на ямочный ремонт будет выделено 2,5 млрд гривен, а на так называемый «средний» - 3,5 млрд гривен. Последний отличается от ямочного тем, что создаст лишь дополнительные неудобства автомобилистам, ведь на дорогах будет работать тяжелая техника, которая будет «латками» срезать верхние наиболее непригодные слои дороги, после чего их частично будут латать асфальтоукладочными машинами. Такого ремонта хватит максимум на год-два.
Денег на самом деле хватает?
Интересно и то, что правительство не просто планирует привлечь дополнительные средства от международных доноров. Часть из выделенных на ремонт дорог ресурсов пойдет на финансирование инвестиционных проектов. Согласно распоряжению Кабмина № 154-р от 14 марта этого года по распределению средств, выделенных на улучшение дорожного хозяйства, около 500 млн грн (а это ни много, ни мало - почти 10% от общей суммы на ремонт всех дорог в Украине) будет выделено «на расходы, связанные с презентацией инвестиционных проектов при проведении международных мероприятий, подготовкой соглашений по выполнению работ за счет средств международных финансовых организаций, других кредиторов и инвесторов, софинансирование таких работ, надзор за их выполнением».
Большие средства выделяются и международными донорами. В этом году от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития на транспортную инфраструктуру поступит около 4,5 млрд грн. Основным донором является Всемирный банк, который в конце 2015 года выделил на ремонт украинских дорог 560 млн долларов.
И наконец, о вкладе самих автомобилистов. Нужно признать: водители возмущаются не зря, ведь в прошлом году от уплаты акцизов по импорту горючего общий фонд Госбюджета пополнился почти на 40 млрд грн. Еще около 10 млрд грн получили местные бюджеты от 5%-го налога с продажи подакцизных товаров на АЗС. Поэтому рассказы чиновников о хронической нехватке средств на ремонт дорог можно с уверенностью добавлять в популярную антологию украинского устного народного творчества.
Почему же эти средства не привлекаются непосредственно на ремонт дорог? Дело в ручном перераспределении поступлений в Госбюджет. Для того чтобы большая часть по уплате акцизов импортных нефтепродуктов шла именно на ремонт дорог, народные депутаты должны принять отдельный закон, который бы предусматривал подобное целевое назначение этих средств. Речь идет о законопроекте «О дорожном фонде» и еще об одном документе - о введении системы весового контроля грузового автотранспорта. Именно манипуляции с грузами при перевозках являются одним из существенных факторов, влияющих на качество дорожного покрытия.
Пока идет процесс переформатирования коалиции и определение формата нового правительства, ответственных за состояние дорог опять следует искать среди начальников служб дорог в каждой отдельной области. Однако их деятельность - это лишь последствия общей ситуации с правительственной политикой по наведению порядка на дорогах. Пока министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, который в конце 2015 года подал в отставку, а уже через несколько месяцев отозвал свое заявление, остается наиболее вероятным кандидатом на эту же должность в новом переформатированном правительстве. В свою очередь, директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Роман Хмель в одном из своих комментариев в СМИ признался, что перераспределение средств на ремонт автодорог из Госбюджета происходит в ручном режиме по политическим договоренностям.
А пока остается только удивляться терпению украинцев. Правда, и ему приходит конец, а учитывая нынешнюю ситуацию с дорогами, социальный взрыв может случиться в любой момент. Так, осенью прошлого года жители города Новый Буг Николаевской области уже перекрывали трассу «Николаев-Кривой Рог» из-за разбитой дороги. То же самое произошло уже в феврале этого года, когда жители села Водяно-Лорин на Николаевщине устроили пикет с перекрытием единственной дороги государственного значения Н-14, соединяющей Кировоград и Николаев. Ранее к таким методам прибегали жители Прикарпатья и многих других регионов. Чтобы не усугублять эту крайне взрывоопасную ситуацию, новому правительству нужно в рекордные сроки принимать кардинально новые решения по реформированию всей дорожно-транспортной сферы.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»