В истории событий во время Революции Достоинства на самом деле очень много «белых пятен», которые до сих пор остаются без объяснений. Действия тогдашних правоохранителей и представителей правящей верхушки удивляли масштабами преступных умыслов. Хватало провокаторов и в среде протестующих.
Загадочной выглядела ситуация с событиями на улице Банковой 1 декабря 2013 года, когда группа протестующих пыталась спровоцировать правоохранителей на активные действия. Именно тогда весь мир впервые увидел лицо «радикального протестующего», который бьет молодых «ВВ-шников» металлической цепью и пытается протаранить их ряды непонятно откуда пригнанным бульдозером. Виновники тогдашнего инцидента, в результате которого спецподразделение «Беркут» таки совершило карательную акцию против протестантов, так и не были найдены. А каким образом у АП беспрепятственно появился бульдозер – остается одним из «темных пятен» истории событий во время Революции Достоинства.
Сейчас каждое появление «радикальных сил» в центре столицы воспринимается неоднозначно. Более того, все акции с погромами административных зданий или малочисленные «марши протестов» по правительственному кварталу сразу находят медийную поддержку в российских СМИ. Организаторы подобных акций рассчитывают стать чем-то вроде бикфордова шнура во взрывоопасной среде настроений украинцев. Используются различные поводы: одним из таких осенью 2014 года стали трагические события в Иловайске, когда в центре столицы комбаты добровольческих батальонов, которым активно помогали радикальные силы, протестовали против действий военного руководства и требовали от власти, в частности Президента, наказать виновных в данной ситуации.
Количество негатива, который накопился во всех сферах общественно-политической жизни, просто зашкаливает. Украинцы недовольны действиями власти ни в экономике, ни в сфере борьбы с коррупцией, ни с «зависшим» вопросом мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Вторая годовщина массовых расстрелов на улице Институтской ознаменовалась попыткой испытать уровень протестного потенциала украинцев, который вроде бы должен перерасти в так называемый «Майдан-3». Чего не поняли и с чем не справились организаторы акций протестов?
Неудачный расчет
Сразу после чествования Героев Небесной Сотни, которому предшествовал импровизированный митинг на улице Институтской, революционная атмосфера снова стала господствовать в центре столицы. Уже через день силами радикальных организаций в Киеве состоялись погромы отделений российских банков и офиса Рината Ахметова. После чего протестующие решили организовать революционный штаб в отеле «Казацкий», который находится рядом с уничтоженным Домом профсоюзов. На самом Майдане были установлены несколько палаток и, по традиции, которая царила во время Революции Достоинства, на воскресенье организаторы планировали провести народное вече.
Впрочем, все намерения протестующих, среди которых несколько бывших политиков, представители малочисленных радикальных политических сил и руководители добровольческих батальонов, всколыхнуть ситуацию в центре Киева закончились откровенным непониманием со стороны рядовых граждан. Наиболее непонятным остались действия с разгромом банковских офисов, которые откровенно напоминали обычные разбойнические акты вандализма и мародерства.
Акция протестующих была спланирована заранее. Свидетельство тому – организация всех необходимых атрибутов для установления «революционной ситуации». Активисты назвали себя «Революционными правыми силами» («РПС»), очевидно, мимикрируя под успех легендарного «Правого сектора». В «РПС», как и полагается для начала революции, кроме радикального, появилось и умеренное крыло. Протестующие четко оформили свои требования к власти, а также не зря выбрали локацию и даты для своего сопротивления. Более того: организаторы «РПС» даже арендовали все номера отеля «Казацкий», в котором расположились, а со СМИ общались в пресс-штабе и уже на момент начала акции имели собственного пресс-секретаря.
Вообще вся логика начала нынешних протестных акций противоречит тем событиям, которые предшествовали Революции Достоинства в 2013-2014 гг. Во-первых, тогда существовал сам факт несогласия общества с действиями власти: недовольство росло в течение 3 лет и завершилось громким каминг-аутом экс-президента Виктора Януковича, который не захотел подписывать долгожданное соглашение об ассоциации с ЕС. Вряд ли ситуация на тот момент была слишком революционной, но точкой невозврата стало само избиение и разгон студентов и протестующих ночью 30 ноября.
Во-вторых, политическая составляющая Майдана-2 появилась уже после того, как общество взорвалось несогласием с действиями тогдашней власти. Зато представленные общественности требования «РПС» являются слишком амбициозными и уж точно не могут быть выполнены в начале малочисленного протеста. Среди них – импичмент Президенту, отставка правительства, главы СНБО и руководителей всех силовых ведомств и привлечения их к уголовной ответственности, фактическая отмена Минских соглашений. Кроме политических, среди требований «РПС» есть и чисто экономические, такие, как введение открытого тарифообразования и запрета на повышение тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг, мораторий на получение государственных кредитов от МВФ, Всемирного банка, демонополизация крупных предприятий путем создания народных акционерных компаний, создание достойных условий труда и достойных заработных плат как основы для достойных пенсий.
В-третьих, для того, чтобы возглавить протест, политическая сила должна иметь определенную историю борьбы и уровень поддержки в обществе. Сейчас ни один из организаторов акций на Майдане не имеет ни значительной узнаваемости, ни хоть какого-нибудь рейтинга. Какими бы ни были оппозиционные силы в 2013-2014 годах, однако это были несколько мощных политических игроков, за которыми была и поддержка граждан, и организационная, и финансовая составляющие.
Опасные сигналы
Власть сдержанно прореагировала на действия протестующих. Прежде всего, правоохранители не препятствовали вандалистским действиям «революционеров» во время погромов отделений российских банков. На участников были составлены протоколы и не более того. Стоит отметить и то, что Минобороны, на балансе которого находится отель «Казацкий», официально не стало возражать против пребывания там организаторов акций протестов и даже договорилось переселить других участников мирного сопротивления в помещения полка «Азов», находящиеся неподалеку в центре столицы. «Протестующим будет выделено помещение, так как они заявили, что их процесс будет бессрочным, что он будет мирным, согласно Конституции. Они выдвинули некоторые политические, экономические требования к правительству страны и будут с помощью четвертой власти, СМИ, добиваться выполнения требований, которые они выдвинули власти. Это их право как граждан Украины», – рассказал журналистам представитель Минобороны Валентин Федичев.
Все события последних дней в центре столицы очень «удачно» совпали с настроениями общества, суть которых лежит в усилившемся недоверии к действиям полиции. Скандал со стрельбой и убийством полицейским одного из нарушителей во время ночного задержания в Киеве разделил украинцев на два лагеря: пока одни критикуют такие действия новых правоохранителей, другие устроили акции по поддержке арестованного полицейского. Подорванное доверие к полицейским очень негативно влияет и на способность власти совершать более решительные действия по отношению к протестующим, что значительно расширяет для последних поле для маневров.
О возможности дестабилизации ситуации свидетельствуют и несколько ночных нападений с поджогами отделений российских банков во Львове. Все это вместе с усилением активности боевиков на Донбассе создает дополнительную атмосферу напряженности. К тому же, события последних дней активно комментируются и освещаются российскими СМИ, а это – еще один опасный сигнал для всего украинского общества.
Промедление власти с реформами, постоянная борьба за сферы влияния и недостаточно удачное освещение положительных изменений – основные точки для дальнейшей дестабилизации ситуации внутри страны. В случае отсутствия изменений в политике всей нынешней властной верхушки расшатывание события по негативному для Украины сценарию – это лишь вопрос времени. Впрочем, не исключено, что в случае удачного использования нынешней ситуации с протестами «радикалов», власть вполне успешно может в очередной раз переключить внимание общества от собственной несостоятельности осуществить ключевые преобразования в государстве на потенциальные угрозы хаоса в случае очередной революции. «Майдан-3» может стать удачной политтехнологией как в борьбе за новое качество в политике, так и на уничтожение украинской государственности.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»