Ежедневно в СМИ все чаще появляются сообщения о задержании очередного коррупционера. Иногда это может быть обычный полицейский или чиновник, который «погорел» на взятке. Однако наибольшее осуждение вызывают дерзкие действия судей, прокуроров, министров и нардепов, которые продолжают искать коррупционные лазейки для собственного обогащения. Особенно - на фоне экономического кризиса и безумных темпов падения уровня жизни рядовых украинцев.
Борьба с коррупцией стала темой №2 после войны на Донбассе. Особенно актуальным данный вопрос является в контексте реформирования страны: без преодоления засилья коррупции невозможно что-либо изменить в любой сфере жизни или отрасли экономики.
Именно поэтому такое большое внимание западные партнеры Украины уделяют механизмам создания новых антикоррупционных органов. На днях украинский парламент, чтобы приблизить безвизовый режим, принял ряд законов, большинство из которых также касается темы борьбы с коррупцией.
В медийном пространстве равнодушных к вопросам антикоррупционной борьбы не осталось. Тем более, что последние закрытые данные социологических исследований по поиску актуальных трендов в канун возможных досрочных парламентских выборов убеждают: более 78% опрошенных считают коррупцию основной проблемой в государстве. Не воспользоваться такими настроениями в обществе было бы крайне опрометчиво, поэтому партийные штабы уже разрабатывают стратегии и тактики будущих PR-активностей в вопросе борьбы с коррупцией.
«Бархатная» борьба с коррупцией
За последние 2 года действительно системных шагов в сфере борьбы с коррупцией так и не было сделано.
Согласно тексту коалиционного соглашения, ее участники обещали украинцам создание ряда антикоррупционных органов и начало их эффективной деятельности уже в 1-2-м кварталах 2015 года. В свою очередь, и законодательный, и организационный процесс формирования специализированных органов по борьбе с коррупцией продолжается до сих пор. Яркий пример - волокита с назначениями членов Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. К тому же, тормозом всех начинаний является вопрос кадрового обновления правоохранительных органов и судей.
В недавно обнародованном отчете международной организации Transparency International, Украина занимает 130-е место среди 175 стран по рейтингу восприятия коррупции. Так, в Украине с этим явлением в том или ином виде сталкивались 98,6% граждан. Тогда как, например, в таких странах, как Дания, Норвегия, Новая Зеландия только от 3 до 5% взрослого населения сталкивались с коррупционными явлениями в повседневной жизни.
Говорить о том, что коррупция - это дело только политиков, чиновников и судей было бы не совсем верно. Так, Transparency International приводит рейтинг самых коррупционных сфер, с которыми сталкиваются украинцы. Первое место в нем занимает коррупция в учебных заведениях, второе - коррупционные проявления при оформлении документов на землю, третье - благотворительные взносы в медицинских учреждениях. Кроме этого, лидирующие позиции занимает коррупция в военкоматах и в сфере жилищно-коммунальных услуг. И ситуация за 2014-2015 годы существенно к лучшему так и не изменилась.
Партийные тренды
Политическим партиям было бы крайне опрометчиво проигнорировать такую благоприятную почву для потенциального роста будущих рейтингов. Тем более, если речь идет о необходимости скорейшей мобилизации избирателей накануне возможных досрочных парламентских выборов.
В предвыборных программах всех нынешних парламентских партий говорилось о борьбе с коррупцией. Впрочем, по состоянию на октябрь 2014 года главными темами все же оставались окончание войны, возвращение утраченных территорий, люстрация и реформы в сферах экономики, медицины, ЖКХ, образования. Партийная мода на борьбу с коррупцией появилась после того, как украинцы не ощутили существенных изменений в этом вопросе в течение последних 2 лет. Неудивительно, что антикоррупционный бум набирает обороты.
Пропрезидентская команда пойдет на новые выборы несколькими колоннами. Это и сама «БПП», и новая политическая сила губернатора Михеила Саакашвили, и партия «Наш край». В фарватере поддержки политики Президента, скорее всего, свои избирательные кампании будут строить еще ряд небольших партийный проектов, вроде «Народного контроля» и «Аграрной партии». Впрочем, именно в программе движения Михеила Саакашвили тема борьбы с коррупцией будет использована по максимуму. Не исключено, что для этого в АП готовят и определенные провокационные элементы, вроде условных «преследований» лидеров движения или иного искусственного медийного противостояния с командой «БПП». Последняя в своей избирательной кампании также постоянно будет напоминать избирателям о своих успехах в создании антикоррупционных органов.
Безусловно, тема борьбы с коррупцией уже активно обыгрывает «Батькивщиной». Напомним, на местных выборах «фишкой» команды Юлии Тимошенко была борьба с тарифами. Сейчас политический опыт подсказывает лидеру «бело-сердечных» движение в другом направлении, а именно – использовать в своей предвыборной деятельности антикоррупционную составляющую. Именно этим объясняется недавний мезальянс ОО «Антикоррупционное движение Валентина Наливайченко» с «Батькивщиной». Скорее всего, Юлии Тимошенко не хватает медийного лица для продвижения идей борьбы с коррупцией от имени «Батькивщины». Именно поэтому фигура экс-главы СБУ подходит на эту роль как нельзя лучше. Впрочем, особыми успехами в сфере борьбы с коррупцией во время своего председательства в СБУ сразу после Революции Достоинства Валентин Наливайченко похвастаться не может.
Воспользуются возможностью покритиковать нынешнюю власть за неудачные шаги в направлении борьбы с коррупцией и другие политические силы, которые сейчас не представлены в парламенте. Прежде всего – «УКРОП» и «Свобода. Партии объединяет тема политических преследований их активистов, а это лучшая площадка для критики действий власти в контексте нереформированных правоохранительных органов.
Чтобы не предлагали политические лидеры и партии в своих программах в канун новых выборов, следует помнить главную вещь: у многих из них была возможность как минимум последние 2 года существенно изменить ситуацию в сфере борьбы с коррупцией. Поэтому избирателям сначала нужно взвесить, почему успехи в сфере борьбы с коррупцией такие незначительные, и вспомнить обещания политиков, с которыми они шли на предыдущие выборы. А уже только после этого оценивать, какие же новые пути борьбы с вездесущей коррупцией еще раз предложит та или иная политсила.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»